Сам принцип заключения договора между властями и жителями, попавшими в непростую финансовую ситуацию - а только такие имеют право на выплату для старта предпринимательского проекта - не нов. Первые соцконтракты в Липецкой области начали заключать несколько лет назад. Людям предоставляли финансовую помощь, они брали на себя обязательства поправить материальное положение благодаря этим деньгам. Сумма тогда составляла от 25 до 50 тысяч рублей. Как правило, на нее претендовали работящие селяне, которые вкладывали государственные средства в покупку сельскохозяйственных животных. Например, многие покупали корову. Личное подсобное хозяйство росло, позволяло семье "продержаться на плаву". Некоторые занимались продажей молока, но дальше дело не шло.
Когда Липецкая область вошла в число пилотных регионов в рамках федеральной программы по борьбе с бедностью, возможностей для поддержки людей стало больше. Но изменился и сам подход. Региональные чиновники, то и дело повторяя поговорку о важности удочки, а не рыбы для голодных, решили ориентировать липчан не на развитие ЛПХ, а на открытие собственного бизнеса, пусть и маленького. К тому же это позволит выбраться из финансовых сложностей не только на селе, но и в больших городах, открыв, к примеру, парикмахерскую, сапожную мастерскую или мини-пекарню.
Хотя первыми обладателями сертификатов на 250 тысяч рублей стали селяне. Заявки подали женщины, которые несут на себе нелегкое бремя: воспитывают особенных детей или ухаживают за больными родственниками. Работа у них есть, только вот зарплата - очень низкая. Каждая говорит о том, что семью здорово "выручает" огород, но теперь земля около дома позволит не просто "свести концы с концами", а станет основой для бизнеса. Часть надела семьи засадят садовой земляникой, или, проще говоря, клубникой. Выращивать ароматную ягоду научат специалисты предприятия, где это делают в промышленных масштабах. Там же помогут с монтажом систем полива, а потом - выкупят урожай для переработки на собственном заводе.
Липчанка Ирина Молодцова говорит, что те самые 250 тысяч рублей для нее - "хорошее подспорье. А главное - она поверила в собственные силы.