В составлении обзора приняли участие российские компании, работающие на ветроэнергетический рынке, регулирующие органы и государственные организации.
В список наиболее вовлеченных вошли четыре региона, причем возглавила их Ульяновская область (73 балла). На второй позиции Ростовская область, на третьей - Крым, а на четвертой - Краснодарский край. Еще 21 субъект РФ получил среднюю степень, остальные 60 имеют низкую степень вовлеченности в ветроэнергетический рынок.
Для анализа использовались данные РАВИ, Росстата РФ за 2019 год и социально-экономические показатели по субъектам Российской Федерации за 2018 год.
Методика ранжирования построена на оценке шести групп показателей: в них входят существующие и перспективные мощности, ветропотенциал, образовательный потенциал и присутствие в регионе компаний по локализации компонентов ВЭУ. Для каждого региона были рассчитаны баллы по всем группам показателей.
В первый день форума прошло несколько панельных сессий и дискуссий. Участники неоднократно подчеркивали высочайший потенциал России в сфере ветроэнергетики, который необходимо использовать, чтобы добиться показателей ратифицированного в 2019 году Российской Федерацией Парижского соглашения по климату. Оно объединяет усилия всех мировых держав по сдерживанию климатических изменений. С 2021 года документ будет регулировать меры по снижению выбросов углекислого газа в атмосферу. Страны-участники соглашения обязуются не позволять средней температуре на планете расти выше 1,5 - 2 градусов по Цельсию. России в этом плане предстоит сделать немало.
- Чтобы выйти на траекторию 1,5 - 2 градуса, в России необходимо снижать выбросы на 8 процентов в год, - уверен генеральный директор "Центра эффективности - XXI век" Игорь Башмаков. - Поэтому снизить выбросы углекислого газа до нуля до 2050 года практически невозможно, но существенно уменьшить вполне реально. У России есть технические возможности, чтобы сделать углеродно нейтральную экономику.
В свою очередь, председатель Российской ассоциации ветроиндустрии Игорь Брызгунов отметил, что ветроэнергетика в России за последние четыре года серьезно рванула вверх. Инвесторы вложили средства в строительство производств, создание ветропарков.
- Но остается вопрос, который мы должны задать себе: серьезно ли Россия встала на пусть возобновляемой энергетики? Это тренд или мы останемся на том же уровне аутсайдеров с огромным потенциалом? К сожалению, недостаточное внимание уделяется всему спектру возможностей развития ветроиндустрии, - считает Игорь Брызгунов.
Так, говоря о розничных отношениях, он отметил, что постановление, подготовленное без участия экспертов рынка, как показала практика, не мотивирует местные органы власти делать подвижки к развитию возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Поэтому необходима корректировка мотивационной части законодательства, поскольку на розничный рынок необходимо привести бизнес.
Кроме того, по справедливому замечанию Игоря Брызгунова, огромный потенциал рынка добровольного спроса также пока остается без внимания. Причина - несовершенство законодательства, которое не позволяет компаниям, изъявляющим желание использовать в своем балансе электроэнергию ВИЭ, приобретать ее в России. А строить генерации в непосредственной близости от своих предприятий не всегда возможно.
Поэтому запуск рынка добровольного спроса на трансрегиональной основе - гигантская задача, основа регуляторного порядка. Таким образом появятся предпосылки для снижения стоимости электроэнергии ВИЭ.
В свою очередь посол Дании в РФ Карстен Сендергорд рассказал об опыте Дании в развитии отрасли ВИЭ, где с помощью господдержки инвесторов смогли создать целый кластер компаний, работающих на сектор ветроэнергетики. В частности, стимулировали спрос путем оптимизации налогов и пошлин. Карстен Сендергорд отметил, что в Дании, несмотря на дешевизну электроэнергии, полученой от невозобновляемых источников, многие компании нацелены на использование электроэнергии от ВИЭ, чтобы снижать выброс парниковых газов в атмосферу, поскольку уверены, что это в их интересах.