19.02.2020 16:01
Поделиться

В Петербурге издали каталог несбывшихся архитектурных проектов

В Северной столице то и дело разгораются споры о том, можно ли вторгаться в ее исторический облик и вообще вести новое строительство там, где уже потрудились величайшие зодчие прошлого. Эта проблема далеко не нова: в начале прошлого века в Петербурге предлагались к реализации такие проекты, которые изменили бы его до неузнаваемости, но так и не были воплощены в жизнь. В Государственном музее истории Санкт-Петербурга их собрали в единый каталог "Несбывшийся Петербург. Архитектурные проекты ХХ века". Но если вглядеться в иллюстрации, черты неслучившегося можно увидеть в современном облике города. Просто порой не там и не так, как думалось век назад.
Сергей Николаев / РГ

Проект застройки Тучкова буяна

В начале февраля в Петербурге были объявлены участники конкурса на ландшафтно-архитектурную концепцию парка "Тучков буян". Они представят свое видение территории, ограниченной проспектом Добролюбова, улицей Сперанского и набережной Малой Невки.

А век назад, в 1912-1913 годах, под комплексную застройку предлагалось отдать всю территорию от Тучкова до Биржевого моста - там планировался парк и выставочный комплекс для проведения в Петербурге двух всероссийских выставок.

Конкурс проходил в два этапа, второй из которых был закрытым. Из трех участников - победителя конкурса 1912 года Михаила Дубинского, Оскара Мунца и Ивана Фомина - сохранить историческое здание пеньковых складов, построенное по проекту Антонио Ринальди и известное в народе также как "дворец Бирона", предложил только Фомин. Реализации проекта помешала Первая мировая война, и здание стоит до сих пор.

Здание Государственной думы на Марсовом поле

Идея застроить каждый свободный клочок земли на берегах Невы тоже далеко не нова. После создания в 1905 году первого российского парламента его важнейшую законодательную роль решено было подчеркнуть в том числе архитектурными средствами. Предлагаемый участок под застройку - Марсово поле. На конкурс было подано 12 проектов, лучшим из которых признали вариант Александра Дмитриева. Он предложил возвести на бывшем военном плацу громадный дворец в стиле модерн, самая высокая точка которого в полтора раза превысила бы высоту Александровской колонны - 75 метров! Проект был отклонен как разрушающий ансамбль Марсова поля - и это еще в те времена, когда не было ни законодательства об охране памятников, ни Списка ЮНЕСКО. А для нужд Государственной думы передали Таврический дворец.

Фото: Сергей Николаев / РГ

Метрополитен

Транспортная проблема в тогдашней столице Российской империи всегда стояла остро. В 1901-1902 годах инженеры Балинский и Вернер предложили решить ее с помощью первой электрической железной дороги, проложенной по высотной эстакаде.

Как рассказала автор-составитель каталога, старший научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга Людмила Кирикова, на Загородном проспекте (на месте Обуховской больницы) предполагалось построить здание центрального вокзала, от которого расходились бы 11 линий метрополитена, вознесенные на уровень второго-третьего этажа. Подниматься к поездам предлагалось по лестницам и с помощью электрических лифтов, а под эстакадами располагать магазины и склады. Однако Государственная дума отклонила этот проект на том основании, что в квартирах жильцов нижних этажей будет темно, а постоянный шум вообще обесценит жилье вблизи линий метрополитена. Как известно, спустя пять лет в Петербурге было запущено трамвайное движение. А метрополитен начали строить в 1938 году, но первую станцию открыли лишь в 1955-м.

Фото: Сергей Николаев / РГ

Памятник Третьему Интернационалу

Спиралевидная башня из стекла и металла высотой 400 метров, расположенная под углом 23,5 градуса к земле, должна была стать штаб-квартирой высших органов всемирной рабоче-крестьянской власти (Коминтерна). Хотя работать там, вполне возможно, было бы затруднительно.

Внутри спирали архитектор Владимир Татлин разместил куб, пирамиду, цилиндр и полусферу, которые должны были вращаться вокруг своей оси. И если нижний куб - со скоростью один оборот в год, то цилиндр - один оборот в день, а полусфера - один оборот в час. Утилитарная идея памятника - единство исполнительной, законодательной и судебной власти, а также искусства, науки и техники, а с художественной точки зрения - это парафраз на Вавилонскую башню: строительство коммунизма вновь объединит когда-то разобщенное человечество.

Примечательно, что век спустя в городе на Неве предполагалось построить другую башню, и тоже штаб-квартиру. Сначала первый петербургский небоскреб планировалось возвести на Охте, и его высота должна была составить 400 метров. Высота здания "Лахта-центра", возведенного в результате в устье Невы, - 462 метра.

Фото: Сергей Николаев / РГ

След в искусстве

История и современность перекликаются еще в одном проекте, задуманном в имперской столице, но реализованном в новейшей истории города. Проект преобразования Петербурга, предложенный в начале прошлого века, предполагал в том числе засыпку Крюкова канала. На его месте должен был появиться проспект Николая Второго, проходящий мимо Мариинского театра. А на месте Литовского рынка предполагалось построить концертный зал, соединенный арками с "жилищем Мельпомены". Сегодня фрагмент Литовского рынка включен в здание второй сцены Мариинского театра.