В профильный комитет на момент заседания поступило более 260 поправок в базовый законопроект, подготовленный по итогам Послания президента (принят в первом чтении 23 января). "Многие совпадают, но их все равно надо анализировать", - сказал Крашенинников. Ранее комитет уже одобрил ряд изменений, и теперь очередь дошла до глав 4 и 6. На голосование было вынесено более 40 поправок. Многие не нашли поддержки - комитет, к примеру, не согласился провозглашать президента в Конституции "верховным правителем" и вводить должность вице-президента. Зато депутаты одобрили инициативы рабочей группы, в которую входят юристы, общественные деятели, представители науки и культуры.
Так, на конституционный уровень выносятся закрепленные сейчас в федеральном законе положения о неприкосновенности экс-президентов. Также указывается, что бывший глава государства может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном статьей 93 Конституции. "Таким образом, эти нормы становятся более стабильными", - отметил Павел Крашенинников. Поправка предложена с той целью, чтобы "гарант Конституции, который уходит с ответственной должности, мог продолжать спокойно работать и дальше", - пояснил он коллегам. По его мнению, целесообразно закрепить в Основном Законе для экс-президентов особый статус.
Еще одна новелла - поправка о том, что глава государства "будет осуществлять общее руководство правительством". Уже сейчас заседания кабмина нередко проходят фактически под руководством президента, напомнил Крашенинников. "То есть фактическому состоянию мы придаем юридическую значимость", - пояснил он. Внесение этой нормы не повлечет каких-то кадровых изменений. Президент не будет членом кабинета министров, уточнил Крашенинников. "Не надо искать в этой поправке каких-то специальных историй", - обратился он к коллегам.
Разъяснения пришлось давать и о поправке, которая дает президенту право распустить Госдуму при ряде обстоятельств. Первый вариант - после трехкратного отклонения Госдумой кандидатур премьер-министра. И второй - если после трехкратного отклонения кандидатур членов правительства (кроме "силового блока") более трети "портфелей" остаются вакантными. Крашенинников рассказал, в чем отличие от прежней редакции: у президента будет право, а не обязанность распустить Думу. Это сделано для того, "чтобы при возникновении кризисных ситуаций не усугублять их еще и роспуском Госдумы". Президент, по словам главы комитета, сможет сделать выбор с учетом всех обстоятельств.
Он также прокомментировал поправку, запрещающую председателю правительства и федеральным министрам иметь счета в зарубежных банках. Крашенинников рассказал, что предложение внести эту норму в Основной Закон принадлежало "коллегам из оппозиции". "Это и дальше будет распространяться, и на депутатов, и на членов Совета Федерации", - предупредил парламентарий.
В других одобренных поправках подробнее раскрываются полномочия Совета безопасности, а также указывается цель работы администрации президента - обеспечение осуществления главой государства его полномочий. Отмечается, что премьер-министр несет персональную ответственность перед президентом за осуществление возложенных на правительство полномочий.
Кроме того, за правительством закрепляются новые полномочия - в частности, в сфере укрепления и защиты семьи, развития научного потенциала страны, охраны окружающей среды, поддержки волонтерского движения. "Такие поправки позволят повысить уровень правового регулирования этих вопросов, - считает глава профильного комитета. - Кроме того, после внесения в Конституцию эти положения будут раскрываться в отраслевом законодательстве и влиять на глобальные вопросы".
Крашенинников также анонсировал, что 27 февраля депутаты обсудят процедуру общероссийского голосования по поправкам в Конституцию. Он не исключил, что тогда же будет рассмотрена и дата голосования. Напомним, ранее президент поддержал идею провести голосование в будний день, объявив его выходным.