Возвращение украинцев из Уханя ожидалось еще в начале месяца - тогда был создан оперативный штаб по эвакуации, однако под разными причинами оно откладывалось, пока оказавшиеся в центре эпидемии украинцы сами не рассказали СМИ о чувстве разочарования и обреченности. "Я всегда гордилась тем, что я украинка. В Китае я всем говорю, что я из Украины, из европейской страны. По факту же - имеем, что имеем. Как уже надоело быть первыми с конца", - цитировали они записи украинцев в социальных сетях из Уханя, где те рассказывали об отсутствии какой-либо поддержки со стороны дипломатов. И только спустя две недели после первых тревожных сигналов правительство, наконец, нашло самолет и озвучило возможные места карантина.
Из-за этого за сутки до прилета в стране началась истерия: врачи львовских больниц баррикадировали покрышками входы, а жители Тернопольской области перекрывали дороги к санаториям и пели молебны для отпугивания коронавируса. В социальных сетях звучали призывы отправить всех эвакуированных "на восток или в Чернобыль", а сама истерика приобрела отчетливый политический и даже сепаратистский окрас. Так, зампред тернопольского облсовета Василий Деревляный заявил, что выбор места для карантина на западе страны - это "геноцид украинского народа", а депутат Рады от партии Порошенко и бывший губернатор львовщины Олег Синютка назвал эвакуацию "местью Зеленского за результаты выборов". Власти западных областей даже официально направили Зеленскому письма с требованием не допустить украинцев из Уханя на их территорию.
В четверг самолет с украинцами сделал целых тридцать пять кругов над Харьковом, ожидая посадки - официально ее не давали из-за тумана - вернулся в Киев на дозаправку, и все-таки удачно сел в Харькове, откуда людей отправили в госпиталь нацгвардии в поселке Новые Санжары соседней Полтавской области. Там с раннего утра сотни местных жителей перекрыли дороги и жгли покрышки. На подавление бунта в село прибыла нацгвардия в сопровождении двух бронетранспортеров, и только с их помощью, после ожесточенных стычек, удалось разобрать завалы. Попытки местных властей разрядить ситуацию не привели к успеху.
Ситуация накалилась настолько, что президент Зеленский был вынужден обратиться к нации с напоминанием, что все они украинцы, Украина - европейская страна, и поэтому нужно вести себя по-европейски. "Украинец всегда остается украинцем. Временное пребывание в Ухане или эмиграция в Канаду не делает его чужим для своей страны. Понимаю: старая политика на протяжении десятков лет делала привычным делить украинцев на "правильных" и "неправильных". Но эта эпоха закончилась", - проповедовал единство всех украинцев Зеленский, пока в Тернополе и Львове собирали покрышки.
Дискредитация государства, неспособного организовать эвакуацию граждан, невежество населения и архаизация нравов, запредельный уровень невротизации общества и, наконец, явный раскол по территориальному признаку констатировали почти все комментаторы, в том числе противоборствующие по иным вопросам. "Потрясающая история. О наших соотечественниках, которых с такими сложностями и истериками эвакуируют из Уханя. В этой истории есть все про наш реальный, а не напыщенный патриотизм. Про соборность и единство. Про одну страну. Про гнилейших людей и про отсутствующее государство. Короче, все то о нас, что мы тщательно прятали все эти годы под толстым слоем провинциальной шароварщины, конкурсов патриотической песни и пляски и выкрашенных в желто-голубой цвет заборчиков. Так, что там у нас с добротой, человечностью и эмпатией?", - пишет журналист и политолог Михаил Подоляк, в иное время призывающий бороться с "агрессором". И подобных комментариев, с удовлетворением или стыдом констатирующих крушение мифа о "единой и соборной Украине" в социальных сетях и СМИ - десятки и сотни.
На этом фоне светлым пятном и примером наднациональной человечности стала история студентки Анастасии Зинченко, которую украинские дипломаты не пустили на борт с любимой собакой, и она решила остаться с ней в Ухане. "Благородный поступок на фоне панической истерики украинцев, которые отказались от прилетающих из Поднебесной сограждан - требуя везти их куда подальше, блокируя дороги к санаториям и госпиталям. Будь как Настя. Не бери пример с перетрусивших патриотов", - пишет украинский публицист и политический активист Андрей Манчук.