За строительство моста через Лену Якутия начнет платить через пять лет

Правительство Якутии заключило с консорциумом Ростеха и группы "ВИС" концессионное соглашение о строительстве автомобильного моста через реку Лену в 30 километрах от столицы республики.
Пресс-служба главы и правительства РС(Я)

По словам председателя совета директоров группы "ВИС" Игоря Снегурова, подготовка к строительству началась сразу после подписания документа - важно использовать время, пока на реке стоит крепкий лед.

- Практическая работа стартует с сегодняшнего дня, так как сроки для такого амбициозного проекта у нас очень сжатые. Создана межведомственная рабочая группа, разработана пошаговая дорожная карта. На место строительства оперативно перебазируются специалисты и техника для начала изыскательских работ "со льда", - сообщил он.

Проекта пока нет. Согласно предварительным планам под трехкилометровый двухполосный вантовый мост в русле реки будет подведено всего три опоры. Широкие пролеты необходимы для того, чтобы обезопасить сооружение от мощных ледоходов, сдирающих, как рашпилем, берега и острова. Суммарная протяженность подходов на обоих берегах составит 11 километров. Пока это все обнародованные технические подробности.

За год консорциум должен подготовить и защитить проект. Пять лет уйдет на строительство. Если ничто не помешает этим планам, в 2025-м регион получит долгожданный мост, о котором мечтали поколения якутян.

Более 80 процентов населения республики проживает на левобережье Лены, где расположен и Якутск. По сути, люди находятся на огромном острове. Беспрепятственно переехать через реку можно лишь зимой по льду. Летом работают паромы, и платить надо не только за перевоз автомобилей, но и за каждого пассажира. А осенью, когда на переправе приходится задействовать ледокол, тарифы на перевозку становятся астрономическими: для грузовиков, к примеру, от 25 до 135 тысяч рублей.

Но самое тяжелое время - межсезонье, когда перебраться через реку невозможно вообще. По мере потепления климата этот период удлиняется и уже достиг полутора месяцев. Поэтому Якутск превращен в гигантский склад, где приходится на длительный период запасать все и вся для самого города и районов, расположенных в зоне досягаемости. Соединение берегов положит конец этим проблемам.

У моста есть и более глобальное значение.

- Он не только соединит западную и восточную части Якутии, но и обеспечит пространственную связность Дальнего Востока и Арктики, огромных территорий, рассеченных великой рекой от Байкала до Ледовитого океана. Ленский мост свяжет три федеральные и пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, крупнейший речной порт и международный аэропорт. В перспективе это основной элемент будущей трассы Иркутск - Магадан, - отмечает глава Якутии Айсен Николаев.

Общие затраты на мост подберутся к 100 миллиардам. Но далеко не вся нагрузка ляжет на бюджет региона. А кое-что в него даже вернется в виде налогов

Казалось бы, строительство такого объекта - радостное событие. Но большой праздник умудрились превратить в скандал из-за различных оценок стоимости моста. До подписания концессионного соглашения в правительстве республики цену называли довольно приблизительную - от 65 до 85 миллиардов рублей. Однако местный аналитик добросовестно исследовал текст документа, оценил его положения буквально (а как их еще оценивать?), и, по его расчетам, вышло, что мост обойдется в 120 миллиардов! Причем оплачивать все затраты придется из казны республики.

Эти выкладки через интернет пошли в массы и вызвали огромный негативный резонанс. Шутка ли - больше половины годового бюджета региона, пусть и в рассрочку! Страсти разгорались, а местные власти хранили молчание. Подробные разъяснения о финансовой модели проекта были обнародованы на официальном информационном портале лишь после того как люди начали выходить на пикеты против "моста, который загонит республику в долговую яму".

Судя по официальной публикации, на инвестиционной стадии будет потрачено 83,4 миллиарда рублей с учетом НДС. 29,1 миллиарда составят средства частного инвестора, 47,9 миллиарда - федеральный грант и лишь 6,4 миллиарда рублей - деньги из бюджета республики, причем их выплата запланирована на 2025 год.

Затем наступит стадия эксплуатации моста. Она продлится 19 лет, в течение которых концессионер будет обслуживать сооружение и, грубо говоря, "отбивать" вложенные деньги, при этом уплачивая в бюджет республики налоги на имущество и на прибыль (их сумма оценивается в 13,8 миллиарда). "В сухом остатке расходы из бюджета Республики Саха (Якутия) по инвестиционному и эксплуатационному платежам в течение 19 лет эксплуатации составят 20,2 миллиарда рублей", - отмечено в официальном сообщении.

Судя по этим выкладкам, общие затраты на мост все-таки подберутся к 100 миллиардам. Но далеко не вся нагрузка ляжет на бюджет региона. А кое-что в него даже вернется в виде налогов.

Кстати, разговоры о том, что платить за все придется только из регионального бюджета, возникли не на пустом месте. Они следуют из того же буквального прочтения концессионного соглашения. Федеральный центр не является стороной этого соглашения. Его подписали представители консорциума и республики, поэтому все финансовые обязательства в документе возложены на Якутию. Очевидно, какие-то договоренности относительно финансового участия Москвы в строительстве моста есть, но пока они не оформлены, и это волнует якутян.

После подписания соглашения глава Ростеха Сергей Чемезов подчеркнул, что параллельно с детальной проработкой проекта и подготовкой его к госэкспертизе "надо решать ключевые вопросы финансирования с федеральными ведомствами". Речь - о важнейшем, поскольку вся финансовая модель построена на условии выделения средств федерального бюджета, которые вроде бы обещаны, но не более. Потребность в этих деньгах возникнет уже в 2021 году.

Когда верстался номер

На месте будущей стройплощадки начались изыскательские работы. С помощью мобильных буровых установок получены первые образцы мерзлого грунта для проведения лабораторных исследований.