Более ста павильонов с прессой в Челябинске могут попасть под снос

Руководители сразу нескольких челябинских СМИ выступили с обращением к властям, в котором выражают обеспокоенность ситуацией, сложившейся вокруг сетей распространения периодической печати. Сокращение количества газетных киосков постепенно переходит в качество: скоро "серьезная часть тиража газет и журналов как федерального, так и регионального уровня рискует остаться без аудитории", заявляют издатели. И происходит это именно тогда, когда на самом высоком уровне даны поручения поддержать издателей и распространителей периодики.

Справедливости ради отметим, что на эту проблему правительство РФ регулярно обращает внимание местных властей: утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения киосками прессы, поставлена задача организовать ежегодный мониторинг ситуации. Осенью прошлого года глава государства вновь поручил кабмину совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ провести "анализ реализуемых регионами мер по развитию сети нестационарных торговых объектов, в которых осуществляется продажа печатной продукции, а также обеспечить совершенствование указанных мер". В частности, предлагалось принять региональные программы поддержки и развития системы распространения печатной продукции и рассмотреть возможность предоставления льгот при размещении газетных киосков.

Однако в Челябинской области этим пока не озаботились. По данным типографии "Прайм Принт", с 2006 года количество павильонов крупной сети "Роспечать" сократилось в регионе с 785 до менее чем 300. Большая часть уцелевших работает в Челябинске, где вопрос об их существовании поставили ребром еще в 2018 году, когда власти начали подготовку к саммитам ШОС и БРИКС и решили по максимуму освободить улицы от нестационарных торговых объектов (НТО).

По данным комитета по управлению имуществом и земельным отношениям (КУИЗО) администрации Челябинска, сегодня в городе осталось чуть более 150 НТО "Роспечати" и 59 "Вечернего Челябинска". Таким образом, один киоск по продаже газет и журналов приходится примерно на шесть тысяч горожан. Что в целом соответствует нормативу, утвержденному правительством Челябинской области в декабре 2016 года, - 1,4 киоска на 10 тысяч человек, или один объект на 7143 человека. То есть имеется даже небольшой резерв, позволяющий сквозь пальцы смотреть на убыль сетей.

Издатели предлагают законодательно гарантировать возможность распространения газет и журналов в любых торговых объектах либо создать благоприятные условия для потенциальных инвесторов

Вместе с тем на официальный запрос "РГ" в КУИЗО сообщили, что в соответствии с порядком демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов специалисты комитета выявили на территории Челябинска 93 незаконно размещенных НТО "Роспечать" и 35 - "Вечерний Челябинск". А значит, раз им угрожает снос, очень скоро в городе-миллионнике может остаться менее 50 газетных киосков, и тогда права граждан, до сих пор предпочитающих получать информацию из традиционных СМИ, могут быть нарушены.

В мэрии уточняют: при исключении объекта из схемы размещения НТО проводится комплексный анализ, в том числе оценивается обеспеченность населения торговыми объектами в зоне шаговой доступности. Однако судьба торговых точек решается на аукционах. Вопрос, смогут ли победить распространители периодики, если платить за место придется по конкурсным расценкам? К тому же обязательное условие - реконструкция киоска, тоже недешевая.

Как сообщили "РГ" в Арбитражном суде Челябинской области, в отношении "Роспечати" уже проводится процедура банкротства, введена процедура наблюдения и назначен внешний управляющий. Есть 12 кредиторов. Впрочем, пока ходатайства об отстранении руководства компании-должника не поступали и судом не рассматривались. Следующий отчет о процедуре наблюдения суд заслушает 5 марта.

- Переживаем не лучшие времена, - подтвердил гендиректор "Роспечати" Константин Федоринин. - В отношении наших учредителей расследуется уголовное дело по факту вывода активов "Промсвязьбанка". От этого пострадали многие компании, входящие в их бизнес-империю, в том числе "Роспечать". Кроме того, приходится решать задачу реконструкции киосков в Магнитогорске, где из 45 НТО у нас осталось только 30, и участвовать в аукционах в Челябинске, что, конечно, не добавляет оптимизма.

Удастся ли сохранить "Роспечать" или ее павильоны уйдут с молотка для удовлетворения требований кредиторов, руководитель сообщить затруднился. Между тем речь идет не только о сокращении розничной продажи прессы и числа рабочих мест: в киосках "Роспечати", много лет стоящих на одних и тех же местах, челябинцы получают газеты по подписке по сниженным ценам.

Чтобы компенсировать сокращение специализированных точек, издатели предлагают законодательно гарантировать возможность распространения газет и журналов в любых торговых объектах. Либо создать благоприятные условия для потенциальных инвесторов, способных взяться за развитие киоскового бизнеса и продажу периодики. Иначе есть риск дойти до точки невозврата, когда развивать и поддерживать будет уже нечего.

В правительстве области "РГ" сообщили, что вопрос предоставления льгот при размещении киосков распространения периодики не относится к компетенции регионального правительства и законодательно закреплен за органами местного самоуправления. Вместе с тем власти "готовы во взаимодействии с редакциями печатных изданий и журналистским сообществом инициировать разработку региональной программы либо комплекса мероприятий, направленных на поддержку и развитие системы распространения печатной продукции". А значит, есть надежда, что предложения ведущих СМИ региона будут услышаны.

Справка РГ

По обеспеченности населения газетными киосками в 2017-2018 годах Челябинская область занимала 5 и 6 места в стране с показателями один киоск на 5212 и 5802 жителей соответственно. Данных за 2019-й пока нет.