Массовые акции протеста, уже два месяца сотрясающие Черногорию, принципиально значимы не только для балканского региона, но и для всего православного мира, и имеют шанс серьёзно повлиять на ход развития истории человечества. При этом и авторитетные религиозные, и светские деятели уже открыто предупреждают черногорского президента Мило Джукановича о том, что нельзя идти против собственного народа - он этого не простит!
Так, глава отдела внешних церковных связей, митрополит Волоколамский Илларион, посетивший столицу Сербии по приглашению Патриарха Сербского Иринея, выразил полную, всестороннюю и безоговорочную поддержку Сербской Православной Церкви в ее борьбе за свои святыни в Черногории. По его словам, то, что мы видим сейчас в данном балканском государстве, когда десятки тысяч людей выходят на улицы, подтверждает, что народ является хранителем Церкви.
"Народ Церковь в обиду не даст, а те представители государственной власти, которые идут против своего народа и против Церкви, добром не кончат", - констатировал он. "Нынешние события в Черногории очень похожи на происходившее в Украине, прежде всего, тем, что светский руководитель решился рулить церковными делами, - отметил в интервью белградской газете "Вечерние новости" митрополит Волоколамский. - Более того, насколько мне известно, это человек, не принадлежащий к Церкви и даже некрещеный. При этом он не стесняется говорить о необходимости создать "церковь, которая объединит всех черногорцев", как будто такой Церкви не существует. Создателем Церкви является Господь Иисус Христос, и никакой президент Церковь создать не сможет. Мы глубоко убеждены в том, что президенты должны заниматься политикой, а церковные люди пусть занимаются церковными делами. Принятый недавно в Черногории Закон о свободе вероисповеданий открывает очень широкое пространство для произвола светских чиновников. Я несколько раз публично выступал на эту тему, в том числе по российскому телевидению, и президент Мило Джуканович направил посла Черногории для того, чтобы тот разъяснил мне происходящее с точки зрения черногорских властей. Господин посол принес мне текст этого закона в переводе на русский язык. Я увидел в этом тексте, что вся церковная собственность, построенная до 1918 года, согласно закону, должна перейти в руки государства, а некий компетентный государственный орган будет решать, кому передать эту собственность. Это, конечно же, прямое вмешательство государства в дела Церкви. Принятый закон открывает возможность изымать у Церкви храмы и передавать кому угодно - раскольникам, инославным христианам, и Церковь должна будет потом судиться с властями за свое достояние. Конечно, народ этим очень возмущен. Тысячи, десятки тысяч людей выходят сегодня на улицы. Я хотел бы предупредить власти Черногории, что нельзя идти против собственного народа - он этого не простит".
Между тем кандидат исторических наук, доцент РГГУ Никита Бондарев рассказывает о том, что несменяемый с 1989 года президент Черногории Мило Джуканович прочно связан семейными узами с городом Цетине, который при нём стал "культурной столицей", основной кузницей политических кадров, главным прибежищем адептов идеи черногорской самости, отличности черногорцев от сербов. При этом, по словам известного балканиста, "отец Мило Джукановича был номенклатурщиком в титовской Югославии, дед - в королевской Югославии, прадед был министром при первом и последнем черногорском короле Николе I Петровиче-Негоше, а сам Мило успел побывать и комсомольским активистом, и сербским националистом (именно сербским, как бы он от этого сейчас не открещивался), и черногорским автономистом, и лучшим другом России, и разоблачителем якобы организованного Россией государственного переворота, и тем человеком, при котором Черногория вступила в НАТО".
Бондарев поднимает вопрос о том, почему народ Черногории фактически восстал против президента, и почему это произошло только сейчас, а не, скажем, в 2006 году, когда Черногория вышла из состава союзного с Сербией государства? И сам же дает на него ответ: "Джуканович покусился на статус и имущество Сербской Православной Церкви в Черногории, в той мере, в какой это не позволяли себе даже коммунисты".
"Будет ли Джуканович пытаться взять ситуацию под контроль? Скорее всего, будет, об этом свидетельствует то, что во вторник 5 февраля в Подгорицу со всей страны была стянута бронетехника, полицейские внедорожники и пожарные машины, - говорится в авторском тексте эксперта для "Журнала Фицрой". - Удастся ли президенту обуздать протесты в Черногории? Совершенно точно не удастся. Джуканович мечется, называет прихожан СПЦ сумасшедшими, говорит, что они хуже любых террористов, что именно СПЦ обрекла сербов на истребление в Хорватии и на Косово, но чем больше он говорит, тем меньше его слушают. Если власти Черногории попробуют бросить против народа полицию и войска, те, скорее всего, разбегутся. Вся надежда у атлантистов на частные охранные предприятия, которых в Черногории достаточно, и репутация у них специфическая. Также в прессе постоянно муссируется слух о переброске в Черногорию косовского албанского спецназа ROSU. При нынешнем развитии ситуации вариантов для Джукановича два - он может уйти или добровольно и по-хорошему, или по-плохому, с чоповцами и албанцами. Будущего в собственной стране у него нет".