Говоря о девеломпенте ВЭС, основатель ассоциации участников рынков энергии "Цель номер семь" Андрей Кулаков отметил, что все ошибки и непродуманные шаги на этапе девелопмента выражаются в штрафах, которые платят компании, не вовремя запускающие объекты. Он напомнил, что российские компании, работающие на рынке ВИЭ, к настоящему моменту заплатили пять миллиардов рублей штрафов по этой причине.
В свою очередь, руководитель проектов в странах СНГ GEO-NET Вера Ваниева добавила, что инвесторам при проектировании ВЭС стоит серьезно относиться к ветроизмерениям и отталкиваться от этого пункта, чтобы избежать многих ошибок. Тем более, что в последние годы все больше измерений проводится с помощью теледатчиков дистанционно, поскольку есть необходимость измерять все выше. В частности, удаленные теледатчики могут быть хорошим решением для российских компаний.
Также в рамках форума участники подняли один из важнейших вопросов ветрогенерации - динамики цены на электроэнергию. По словам менеджера по развитию бизнеса компании Monsson Себастиана-Петре Энаке, за последние пять лет цена не электроэнергию, полученную от возобновляемых источников, снизилась на 40 процентов.
- Порядка 600-700 тысяч евро - цена одного мегаватта энергии, полученной от ветрогенерации, - отметил он.
По словам эксперта, на снижение цены влияет уменьшение стоимости инвестиций, поскольку на европейском рынке многим компаниям уже не требуется господдержка в виде субсидий. Это устойчивый тренд, который будет распространяться на другие страны.
Одна из тем была посвящена рынку труда ветроэнергетике. По словам, Ольги Ухановой, заведующей базовой кафедрой УлГТУ и Ульяновского наноцентра "Технологии ветроэнергетики", основной темой обсуждения стал факт дефицита у университетов контактов с работодателями.
- Необходимо на основе запросов работодателей корректировать образовательные программы вузов, делать их более современными и качественными, а для этого требуется большая вовлеченность работодателей в этот процесс, - сказала она.
Тема локализации производства компонентов ветроустановок в России в условиях новых правил стала одной из центральных на RAWIFORUM 2020. Начальник управления анализа рынков ОАО "Фортум" Анатолий Трухин отметил, что сегодня обсуждаются целевые показатели, которые будут прописаны в рамках новой программы локализации. Он считает, что программа должна быть максимально гибкой и вариативной. В то же время, по его мнению, штрафы за невыполнение показателей по локализации должны быть сохранены в имеющемся виде.
- Сейчас тариф, который получает проект, если не достигаются показатели по локализации, снижается в два раза, - отметил Анатолий Трухин. - В то же время регулятор предлагает увеличить штрафы до 100 процентов. Мы против этой меры.
Говоря об экспорте в рамках новой программы локализации, Анатолий Трухин подчеркнул, что требования к экспортерам должны носить стимулирующий характер, вводить штрафы, как он считает, будет неэффективно.
На сессии "Логистика ветроэнергетики" присутствовали представители крупнейших российских перевозчиков. Руководитель компании "Глогос Проект" Константин Гриневич отметил, что сегодня есть тенденция роста объtма станций, поэтому автоперевозки в этих условиях необходимо сокращать - оставлять их только на "последней миле". Он считает, что необходимо максимально доставлять грузы для ветрогенерации водным транспортом.
Открывая сессию "Новые технологии в ветроэнергетике", председатель Российской ассоциации ветроиндустрии Игорь Брызгунов отметил, что рынок ветроэнергетики не стоит на месте. Новые технологии используются в строительстве лопастей и турбин, измерении ветра и многих других секторах отрасли. В свою очередь, говоря о новых технологиях, технический директор компании Aerodyn Питер Кремер отметил, что они сейчас работают над проектированием турбин на 10 МВт. Диаметр лопастей такой ветряной установки будет порядка 200 метров. Питер Кремер говорит, что это общая тенденция к увеличению размеров ветряков с целью снижения стоимости генерации. Но, тогда как в Европе переходят на объемы от 3 МВт, в то же время, например, в Китае и США до сих пор работают с классом 1,5 МВт.