25.02.2020 12:12
    Поделиться

    Умер последний маршал Советского Союза Дмитрий Язов

    Последнего Маршала Советского Союза похоронят на военном мемориальном кладбище в Мытищах
    Во вторник пришла скорбная весть - на 96 году после тяжелой и продолжительной болезни ушел из жизни последний маршал Советского Союза, бывший министр обороны Дмитрий Тимофеевич Язов.

    Его родным и близким поступают многочисленные соболезнования. Так, член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич написал на своей личной странице в Facebook: "Дмитрий Тимофеевич всегда принимал активное участие в ветеранских движениях, для меня всегда было огромной честью принимать участие в совместных мероприятиях. Это был человек с большой буквы, с колоссальным опытом, профессионал своего дела и истинный патриот своей страны".

    У Язова была настолько удивительная судьба, что ей наверняка когда-нибудь заинтересуются писатели-романисты. Достаточно сказать, что в 1941-м, когда началась Великая Отечественная война, для того, чтобы попасть на фронт, он добавил себе год, и мальчишкой-школьником надел военную форму. Эту самую форму Язов не снимал до конца жизни, то есть был в строю без малого 80 лет. И все эти годы он оставался примером беззаветного служения Родине.

    Язов родился 8 ноября 1924 года в селе Язово Омской области. В 1942-м окончил Московское пехотное училище им. Верховного Совета РСФСР, в 1956 году получил "красный" диплом Военной академии им. М. В. Фрунзе, в 1967 году стал выпускником Академии Генерального штаба.

    Фронтовик, орденоносец, дважды раненый в боях с фашистами. В 1942-1945 годах Язов командовал стрелковым взводом, а затем ротой на Волховском и Ленинградском фронтах. Участвовал в обороне Ленинграда, освобождал Прибалтику.

    После Победы остался кадровым военным. Командовал стрелковой ротой, был заместителем командира батальона в Ленинградском военном округе. Во время Карибского кризиса в должности командира полка находился на Кубе. Дорос до командующего Центральной группой советских войск в Чехословакии. С ноября 1980-го по июнь 1984 года руководил войсками Среднеазиатского военного округа, Неоднократно выезжал в Афганистан, где вели боевые действия сформированные в САВО подразделения

    В мае 1987 года Язов был назначен министром обороны Советского Союза. Три года спустя ему присвоили звание маршала Советского Союза - он стал последним советским военачальником, получившим это высшее воинское звание.

    Дмитрий Тимофеевич был награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, "За службу Родине в ВС СССР" III степени, многими иностранными орденами. В 2004 его удостоили российского ордена Почета. В 2009-м - ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Недавно за большой вклад в развитие ветеранского движения и активное участие в военно-патриотическом воспитании молодежи Язов получил орден "За заслуги перед Отечеством" III степени.

    Дмитрий Тимофеевич являлся почетным гражданином Омской области, в столице области установлен его бюст.

    Маршал Советского Союза Дмитрий Тимофеевич Язов стал последним советским военачальником, получившим это высшее воинское звание

    Язов написал ряд книг, в том числе мемуары "Удары судьбы". К 80-летию маршала его друзья и коллеги по Ассоциации офицеров запаса "Мегапир" выпустили 4-е издание этих воспоминаний и красочную фотолетопись жизни и службы Язова. Автор этих строк был в Культурном центре Вооруженных сил, где организовали презентацию книг, и даже получил их в подарок с автографом маршала. Эти мемуары я храню в домашней библиотеке и время от времени перечитываю. Ведь воспоминания Язова вобрали в себя не только страницы жизни яркого человека, видного советского и российского военачальника. В них - судьба целого поколения людей, на чью долю выпала суровая фронтовая юность, долгая и многотрудная служба Родине; тех, кто с болью в сердце пережил развал Советского Союза и с честью выдержал удары судьбы.

    Книга полна воспоминаний о встречах Язова такими же, как и он, неординарными людьми - Ельциным, Горбачевым, Цзян Цэминем, Фиделем Кастро. Но с особой любовью и уважением маршал написал о простых людях: односельчанах и однополчанах, военных и гражданских. Их снимки есть в фотоальбоме "Дмитрий Язов". Вот он среди жителей родного села, на другом фото запечатлен с сыном Игорем - свежеиспеченным лейтенантом. А здесь маршал Язов и генерал-полковник Попков застыли в скорби у братской могилы на станции Новая Малуска Ленинградской области. Там покоится прах отчима Язова и отца Попкова.

    В мемуарах Язова описаны трагические события 1991-го, когда после ареста за участие в ГКЧП, министру обороны предъявили обвинение в измене Родины. Понятно, что маршал-фронтовик возмутился и на это обвинение ответил с военной прямотой: "Это я изменник? Да я с 17 лет на фронте!". Следователи, которые допрашивали Язова, за эти слова почему-то зацепились, тем более, что, судя по их документам, на войну будущего маршала призвали восемнадцатилетним.

    Понятно, что "постаревший" на год день рождения, названный когда-то пареньком в военкомате, так и сопровождал его всю жизнь. Но ведь имеются церковные метрики, где указана истинная дата. Следователи их раздобыли где-то в сибирских архивах. Но, был уверен Язов, чтобы лишний раз унизить опального министра и обвинить его не только в измене, но еще и во лжи, документ поменяли. Во всяком случае, в "Матросской тишине" Язову предъявили ксерокопию метрики, где была указана придуманная им, а не реальная дата. Вот так у маршала оказалось как бы два дня рождения - настоящий и тот, что сопровождал его с Великой Отечественной.

    Этот снимок сделан в 1955 году. На нем Дмитрий Тимофеевич Язов с супругой Екатериной Федоровной, сыном Игорем и дочерью Еленой. Фото: Из семейного архива

    Автор этих строк в начале 80-х годов прошлого столетия служил в Среднеазиатском военном округе, которым тогда командовал генерал-полковник Дмитрий Тимофеевич Язов. От коллег слышал, что он очень требовательный, можно сказать, жесткий командир. Это подтвердили личные впечатления, вынесенные с парадных тренировок в штабной "коробке" округа. Язов на них появлялся нечасто, но каждый такой визит оборачивался разносом - то командующего не устраивала наша строевая выправка, то внешний вид офицеров.

    Однако скоро Язов открылся для меня с совершенно неожиданной стороны. В 1984 году вышла в свет очередная книга фронтового разведчика Владимира Карпова - "Полководец". Это была документальная повесть о генерале армии Иване Ефимовиче Петрове. Он многие годы служил в Средней Азии, Великую Отечественную встретил командиром сформированного там механизированного корпуса. Возможно, это и стало поводом для того, чтобы провести по новой книге Карпова читательскую конференцию. За ее организацию взялся политотдел базирующейся в САВО воздушной армии. Нас собрали в окружном Доме офицеров, на трибуну один за другим стали выходить выступающие. И тут в зале совершенно неожиданно для всех появился Язов. Минут десять он молча слушал, а потом начал задавать вопросы. Тут же стало ясно, что повесть выступавшие на конференции явно не читали, а свои "речи", скорее всего, составляли по аннотации на книгу.

    Конфуз был полный, и за ним ожидался суровый "разбор полетов" от командующего. Однако Язов поступил по-иному. Он сам вышел на сцену, и целый час рассказывал о "Полководце". Причем как рассказывал! Начал с Шекспира, потом чуть ли не страницами цитировал Карпова, перемежая свой рассказ строками Пушкина, Некрасова, Толстого и снова возвращаясь к "Полководцу". А закончил свое выступление опять же Шекспиром.

    Признаться, такая эрудиция и память меня, военного журналиста в звании старший лейтенант, сразила, что называется, наповал. Похоже, что сразила она и других присутствующих в зале. Во всяком случае, с минуту после выступления командующего там стояла полная тишина. Не знаю, как у кого, а у меня тогда появилось желание тут же зайти в библиотеку (благо она располагалась прямо в Доме офицеров) и взять для прочтения новую книгу Карпова.

    Спустя много лет, будучи корреспондентом "Российской газеты", я узнал, что Дмитрий Тимофеевич сам пишет книги и стихи. Вот как в интервью "РГ" он объяснил свое особое отношение к этому виду творчества. "Откуда у меня любовь к поэзии? Я всегда тянулся к знаниям, к образованности. Видно, оттого, что в детстве всего этого недополучил. Зачитывался Пушкиным, Лермонтовым, Маяковским, - рассказал Язов. - Отмечали как-то одному человеку день рождения, на котором Вася Лановой читал Пушкина, блестяще читал. Потом говорит, ох, дальше не могу, забыл. А я продолжил читать без разбора, от Руссо до Мандзони. Еще и сегодня могу лермонтовский "Маскарад" рассказывать. Обожаю поэму "Кому на Руси жить хорошо" - там просто музыка народная. "О, тени, тени черные, кого вы ни догоните, кого ни перегоните, но только тени черные нельзя поймать-обнять". Это же душа нашего народа".

    Каким поэтом был маршал, можно судить хотя бы по такому его стихотворению.

    В потоке военном, в мундире бессменном

    Сутки, вторые в вагоне.

    Едем на запад - сержанты, солдаты.

    Пролеты, мосты, перегоны…

    По ходу считаем и смотрим в окно:

    Дзоты, траншеи, колючка рядами.

    Смотрим с тревогой и знаем одно:

    Будет Победа за нами!

    Как сообщили в Клубе военачальников России, похоронят последнего Маршала Советского Союза, скорее всего, на Федеральном военном мемориальном кладбище в подмосковных Мытищах. "Это наиболее вероятный вариант. Дата еще не определена. Точную дату и место определит специальная комиссия", - заявил пресс-секретарь Клуба военачальников России Николай Дерябин.

    Память

    Александр Каньшин, председатель Совета Национальной ассоциации офицеров запаса:

    - Дмитрий Тимофеевич Язов обладал уникальными качествами. Умный, благородный, незаурядный, одаренный во всех отношениях человек, стоически перенесший удары судьбы. Он был маршалом из народа и, по существу, народным маршалом.

    Мы близко познакомились в 1999 году, когда он после отчаянной попытки спасти СССР, ареста и реабилитации ушел в отставку и стал членом Совета Национальной ассоциации офицеров запаса "Мегапир".

    В 2002 году на заседании коллегии минобороны президент России В.В. Путин обратился к нему: "Дмитрий Тимофеевич! Вы много ездите по стране. Может быть, хотите что-то сказать о состоянии Вооруженных сил, привнести какие-то предложения"? Фрагмент диалога маршала с президентом не остался незамеченным в обществе. На Дмитрия Тимофеевича стали по-другому смотреть даже те, кто, следуя политической конъюнктуре, избегал с ним встреч.

    Во время поездок в войска, на встречах в Ростове, Владикавказе, Волгограде, Орле, в военном госпитале, где на излечении находились более 300 раненых наших ребят из Чечни, на него с восторгом смотрели ветераны и молодежь. Его выступления стране и за рубежом, посвященные Великой Отечественной войне, оставляли неизгладимое впечатление. После его доклада на международной конференции в Портсмуте, посвященной открытию Второго фронта в Европе, ведущие английские газеты вышли с заголовками: "Маршал Язов рассказал нам правду о войне".

    Поделиться