Законопроект о поправках в Конституцию пройдет второе чтение 10 марта. Третье может состояться уже на следующий день, рассказал глава Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. Комитет одобрил несколько блоков изменений, а теперь определился с голосованием граждан. Именно его итоги (если граждане проголосуют "за") будут условием вступления нововведений в силу. Итак, 22 апреля 2020 года граждане смогут выразить свое мнение, причем этот день в соответствии с одной из поправок объявляется нерабочим. Это будет сделано не за счет другого нерабочего дня. "Выходной у населения не украдем", - успокоил Крашенинников.
Голосование назначит президент своим указом, в котором будет содержаться вопрос. Процедура голосования юридически выверена и прозрачна. Она близка к модели, предусмотренной в законе о выборах президента. Высказать свое мнение смогут граждане РФ, достигшие 18 лет. Не будут допущены те, кого суд признал недееспособными, а также кто содержится в местах лишения свободы. В поправках подробно прописаны полномочия ЦИК. У комиссии будет три дня после опубликования указа президента, чтобы утвердить порядок голосования, а также форму и текст бюллетеня. ЦИК подведет итоги не позднее чем через пять дней после дня его проведения, а на их опубликование дается три дня. "Нашими принципами при организации голосования будут максимальная открытость, обеспечение достоверности и подконтрольности обществу", - рассказала депутатам глава ЦИК Элла Памфилова.
Вопросы на заседании комитета вызвало другое положение - о том, что Общественная палата РФ и региональные палаты назначат наблюдателей для работы на голосовании. Глава ЦИК не согласилась с тем, что это создаст барьеры в работе наблюдателей - ОП будет именно модератором. Любой желающий стать может получить такую возможность вне зависимости от политических взглядов, но такой человек должен будет пройти обучение, уточнила Памфилова. "Если хотите, чтобы все было честно, идите в наблюдатели хоть семьями", - призвала глава ЦИК.
Еще одна поправка - для проведения голосования могут быть использованы возможности портала госуслуг, МФЦ, а также дистанционное электронное голосование при наличии условий для его проведения. Последнее возможно только в Москве, потому что "в других регионах не было даже пилотных проектов", уточнила Памфилова. По ее словам, тот или иной регион сам должен выйти с такой инициативой, если решит, что готов к дистанционному голосованию.
По просьбе Памфиловой депутаты рассмотрят вопрос и о введении ответственности для нарушителей процедуры голосования. Крашенинников заметил: возможны вбросы и провокации. Наказание за это будет предложено по аналогии с уже действующими мерами ответственности за нарушения на выборах. А вот поправку о минимальном пороге явки комитет отклонил. Глава ЦИК эту позицию поддержала. "Я бы не стала этого делать. Это должно быть свободное волеизъявление. Тот, кто считает себя активным гражданином, тот, кто считает, что его мнение может и должно повлиять на те или иные решения, тот принимает участие. Обязаловка, зная наши реалии, всегда дает противоположный эффект", - заметила она.
Вчера же ко второму чтению законопроекта об изменениях в Конституции были внесены поправки, касающиеся органов власти и ее представителей. При рассмотрении законопроекта в первом чтении уже было поддержано положение о возрастном цензе и запрете иметь иностранное гражданство или вид на жительство для лиц, осуществляющих публичную власть. Теперь в Конституцию предлагается внести другие ограничения. "Предлагается установить запрет таким лицам иметь счета и вклады, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации", - пояснил Павел Крашенинников. Эти положения касаются в том числе высших должностных лиц субъектов РФ и руководителей федеральных государственных органов.
Поправка, по информации рабочей группы, относится к сенаторам, депутатам Госдумы, главе правительства РФ и его заместителям, федеральным министрам, иным руководителям федеральных органов исполнительной власти. А еще к высшим должностным лицам регионов, уполномоченному по правам человека, судьям судов РФ, прокурорам. Кроме того, по предложению президента данный запрет распространяется поправками и на главу государства. Ограничения, как отмечали в рабгруппе, призваны обезопасить страну от попыток влияния извне. У чиновников и депутатов не должно быть "конфликта интересов".
Еще одна предложенная ко второму чтению поправка тоже касается власти, но несколько в другом "разрезе". В Конституцию могут внести положение о возможности размещения органов госвласти в других городах, помимо столицы. Павел Крашенинников пояснил, что дополнение предлагается прописать после слов о том, что столицей России является город Москва. А именно, указать, что местом постоянного пребывания отдельных органов госвласти может быть другой город, определенный федеральным конституционным законом.
Эта тема обсуждалась на встрече президента РФ с рабочей группой 13 февраля. Владимир Путин тогда заявил, что не против закрепления в Конституции указанного дополнения. "Мне кажется, у нас эта норма уже действует. Но в целом, если вы полагаете, что нужно в Конституции закрепить, наверное, тоже можно сделать, - сказал он. - У нас Конституционный суд находится в Петербурге, мы хотим туда весь Верховный суд перенести. Именно вот для того, чтобы рассредоточить центральные органы власти, а судебную систему немножко вообще отделить от того большого потока денег, который в Москве крутится".