Ростуризм рекомендовал прекратить продажу туров в Италию, Южную Корею и Иран

Ростуризм рекомендовал туроператорам прекратить продажу туров в Италию, Южную Корею и Иран, а туристам разрешил обращаться за возвратом средств. Решение ведомство обнародовало 27 февраля, ссылаясь на информацию Роспотребнадзора об угрозе заражения коронавирусом в этих странах.
REUTERS

Меры будут действовать до нормализации эпидемиологической обстановки. Туроператорам в Ростуризме рекомендовали информировать туристов о существующих рисках поездок в три страны. Также в Ростуризме призвали региональные власти в сфере туризма оперативно довести эту информацию до сведения туристов, туроператоров и турагентов.

Туроператор должен вернуть все уплаченные за тур средства без удержания затрат на отели, авиабилеты и трансфер

Туристам, уже находящимся в Италии, Южной Корее или Иране, в ведомстве рекомендовали соблюдать меры предосторожности для недопущения заражения коронавирусом, принимать необходимые меры для обеспечения личной безопасности и не покидать самостоятельно территории отелей.

Тем, кто купил тур, но еще в путешествие не отправился, в Ростуризме разъяснили право требовать возврата средств. "В сложившихся обстоятельствах туристы имеют полное право требовать как расторжения договора на турпутевку, так и изменения его условий. Что касается самостоятельных туристов, которые приобрели отдельные услуги по перевозке, размещению и экскурсиям, они также имеют право обращаться к исполнителю за возвратом денежных средств в соответствии с законом о защите прав потребителей", - заявила глава Ростуризма Зарина Догузова.

Это означает, что теперь вернуть деньги за неиспользованный тур в одну из трех стран можно полностью, то есть без удержания туроператором фактически понесенных расходов, сообщил "РГ" вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. "Но для возврата средств нужно время, так как туроператор перечисляет средства авиакомпаниям, принимающим компаниям и также делает им запрос о возврате средств", - говорит он. Абсолютное большинство туроператоров возвращают деньги без обращения туристов в суд.

Впрочем, больше всего практикуется замена тура. Так поступают около 80% туристов, купивших тур, например, в Италию, поскольку уже намечены сроки отпуска, поясняет Барзыкин. Тур можно перенести и на более поздний срок, такие случаи тоже не редки. Как правило, туроператоры предлагают различные варианты и находят приемлемое для всех решение, сказал представитель отрасли.

Самостоятельным туристам, то есть тем, кто покупал отдельные услуги, а не тур, для возврата средств за авиабилеты и предоплаченные отели нужно обращаться к перевозчикам и отелям, сказал Барзыкин. "Сейчас нам ежедневно поступает около 200 звонков. Около половины позвонивших как раз спрашивают о возврате авиабилетов и отдельных услуг", - отметил он.

На основании общих норм гражданского законодательства, при существенном изменении обстоятельств сторона договора, которую эти обстоятельства затрагивают, может обратиться к другой стороне с заявлением о прекращении договора, сказал "РГ" председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. "Но это не обязывает другую сторону, в данном случае перевозчика или отели, исполнить требование", - подчеркнул он. Так что в случае отказа авиакомпании или отеля вернуть деньги, вопрос будет решаться в суде. А суд уже определит, насколько сложившиеся обстоятельства серьезны для отмены договора, сказал Шелищ.

Вернуть деньги за авиабилеты или предоплаченные отели будет непросто, особенно это касается Италии. Например, по телефону "горячей линии" в одной из авиакомпаний сообщили, что "сейчас вынужденный возврат билетов в Италию не предусмотрен, так все рейсы летят по расписанию. Возврат билетов проводится в соответствии с тарифом". Это означает, что деньги за билеты в Италию, купленные по "невозвратным тарифам", пока получить нельзя. Хотя можно подавать заявления о возврате в претенциозном порядке, уточнили в авиакомпании. В этом случае все будет зависеть от решения перевозчика.