Участники исследования опросили 600 жителей города, разделив их на шесть возрастных групп. Согласно результатам исследования, 42 процента опрошенных пользуются интернетом каждый день, а 26 процентов респондентов почти всегда онлайн. Однако при этом более 40 процентов респондентов отметили личную встречу как наиболее предпочтительный способ общения с представителями власти. На втором месте по популярности находятся телефонные контакты с чиновниками - этим способом связи предпочитают пользоваться 27 процентов опрошенных. Только 22 процента участников опроса готовы строить общение с государственными органами полностью в электронном формате.
Доля граждан, которые верят в эффективность интернет-порталов органов власти, остается незначительной - она составляет всего лишь пять процентов. Большинство респондентов отметили, что никогда не пользовались региональным порталом "Наш Санкт-Петербург" и не заинтересованы в получении такого опыта (45 процентов). По-прежнему низок уровень доверия жителей Санкт-Петербурга к взаимодействию с органами власти через их официальные страницы в социальных сетях (30 процентов).
При этом социологи отмечают, что отдельные виды взаимодействия с властью с помощью интернета обрели устойчивую популярность среди населения. Например, 33 процента жителей Санкт-Петербурга имели положительный опыт контактов с властями через электронные приемные. Кстати, наибольшую заинтересованность в использовании электронных приемных высказала самая молодая часть опрошенных - в возрасте от 18 до 25 лет. Большинство респондентов (54 процента) остались удовлетворены использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, а 38 процентов отметили положительный опыт использования аналогичного портала Санкт-Петербурга.
Однако запрос на эффективные интернет-коммуникации остается высоким со стороны как граждан, так и чиновников. Об этом говорят данные социологического исследования в рамках разработки концепции "Умный Санкт-Петербург". Исследователями были опрошены 421 активный житель Петербурга и 371 сотрудник 59 исполнительных органов государственной власти (ИОГВ), которые работают с обращениями граждан. Интересно, что активные жители считают главным приоритетом оптимизацию управления, а чиновники - развитие качества жизни.
- Среди сотрудников органов власти 65 процентов готовы к проекту и считают, что к нему также готовы сотрудники других подразделений, - сообщила Людмила Видясова, начальник отдела мониторинговых исследований Центра технологий электронного правительства Университета ИТМО. - Среди жителей-активистов этот процент даже выше: 92 процента полностью готовы или при определенных условиях готовы принимать участие в управлении города. Мы также спрашивали, какой канал коммуникации жители-активисты и представители ИОГВ считают наиболее предпочтительным для общения между горожанами и чиновниками. Половина и той, и другой групп ответили, что общение в электронном формате - это наиболее предпочтительный и приемлемый канал коммуникации. Задавая активным гражданам вопрос, каковы предпочтительные практики реагирования на городские проблемы, мы выяснили, что наиболее популярным является обращение через интернет-ресурсы.
Иными словами, обе стороны - и граждане, и чиновники - готовы контактировать друг с другом через интернет. Осталось лишь наладить эффективную работу этого канала связи между обществом и властью.
Станислав Казарин, председатель комитета по информатизации и связи администрации Санкт-Петербурга:
- В Санкт-Петербурге сформирована вся необходимая инфраструктура информационно-коммуникационных технологий. Теперь можно запускать проекты структуризации и интеграции данных, формирования управленческой модели, основанной на концепции цифрового двойника города.