Поднятый со дна бухты Севастополя торпедный катер передадут в музей

Аварийно-спасательный отряд Черноморского флота поднял со дна моря в Севастополе торпедный катер Г-5, затонувший в годы Великой Отечественной войны.
Черноморский флот

Катер затонул на выходе из Карантинной бухты, где во время второй героической обороны Севастополя 1941-1942 годов базировалась бригада торпедных катеров ЧФ.

Сначала район работ осмотрели с помощью подводного аппарата с дистанционным управлением. Затем четыре водолаза прикрепили корпус к подъемному устройству плавкрана.

- Водолазам удалось поднять с морского дна корпус катера, сохранившийся, несмотря на длительное пребывание в воде, - заключил начальник отдела информационного обеспечения Черноморского флота Алексей Рулев.

Известно, что торпедные катера Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны совершали ночные рейды, вели обстрел береговых целей, высаживали десант, эвакуировали раненых и эскортировали транспортные суда.

- Специальная комиссия изучит обстоятельства гибели катера, а также оценит состояние корпуса и возможность его использования в качестве музейного объекта, - отметил представитель флота.

Катер планируют восстановить и передать музею "35-я береговая батарея".

- Это была самая массовая серия торпедных катеров в истории ВМФ, - рассказал "РГ" директор музейного комплекса "35-я береговая батарея" Валерий Володин. - Их производство началось задолго до войны, в 1933 году. Конструкторскому бюро Туполева предложили создать скоростной торпедный катер. Испытания самого первого Г-5 проводили на Черноморском флоте в Севастополе. Они прошли успешно, по результатам внесли доработки, после чего началось серийное производство.

Строительство Г-5 продолжалось вплоть до 1944 года. Всего было выпущено более 330 единиц, которые служили на Балтике, Черноморском и Северном флотах. 30 моряков - членов экипажей катеров этой серии - получили звание Героев Советского Союза.

Торпедные катера стали настоящей легендой флота малого водоизмещения. Они действовали молниеносно и развивали огромную скорость - 50 узлов (более 90 километров в час). Однако были практически беззащитны при обстреле.

- В силу мореходных качеств их использовали в основном в прибрежной зоне, при подходе к главной базе флота, - говорит Володин. - Они охраняли и обороняли транспорт, нападали на фашистские суда, которые в 1944 году пытались вывозить грузы из Севастополя.

Любопытная деталь: на борту поднятого в Севастополе катера отсутствовало не только вооружение, но также двигатель и другие механизмы. Историки предполагают, что их могли снять еще до того, как судно затонуло.

- После освобождения Севастополя катера Г-5 служили на ЧФ до начала 1950-х, - продолжает директор музея. - Новые уже не производились. Чтобы поддерживать боеготовность, некоторые могли использовать в качестве доноров. Вероятно, найденный в Карантинной бухте таким и был.

- Говорить о том, что катер получил повреждения в бою и затонул, неверно, - считает Валерий Володин. - Кто бы стал поднимать со дна бухты двигатель, который долго пролежал в морской воде? Скорее всего, когда с катера сняли всю "начинку", он стал легким, и во время шторма его могло отнести от причала.

В Севастопольском военно-историческом музее-заповеднике предложили другую версию: возможно, это катер с бортовым номером 061, который столкнулся с катером номер 133 при выходе из Карантинной бухты. Это происшествие зафиксировано в документах.

Бортовой номер пока не установлен. Возможно, ответы удастся найти после очистки корпуса.

- Катер интересен как подлинный экспонат периода обороны Севастополя в годы Великой Отечественной войны, - отмечает директор "35-й береговой батареи". - У нас имеется рубка "Морского охотника-4", который в последние дни обороны Севастополя вывозил отсюда защитников города. Г-5 также воевали в этот период.

Кстати

При подъеме катер чуть было не лишился кормы - из-за коррозии корпус, пролежавший более 70 лет в море, надломился. Спасатели решили буксировать его, не поднимая из воды. Сейчас он находится на территории 41-й бригады ракетных катеров, которая по сей день базируется в Карантинной бухте. Там на аллее героев-катерников установлен один из катеров Г-5 - ранее его восстановили военные судоремонтники. Теперь им снова предстоит вернуть исторический облик боевому судну времен войны.