Новости

13.03.2020 10:39
Рубрика: Культура

Затаив дыхание

Фильм "Один вдох": невроз или подвиг?
Новый фильм Елены Хазановой "Один вдох" о фридайвинге пополняет уже довольно обильную копилку наших спортивных картин. А теперь еще и образовавшуюся - по велению времени - серию киноисторий о чемпионах-женщинах (на подходе еще одна картина - "На острие" Эдуарда Бордукова, уже о фехтовальщицах).
"Один вдох" не похож на привычные фильмы о борьбе за рекорды. Фото: "Каропрокат" "Один вдох" не похож на привычные фильмы о борьбе за рекорды. Фото: "Каропрокат"
"Один вдох" не похож на привычные фильмы о борьбе за рекорды. Фото: "Каропрокат"

Фридайвинг - штука экзотичная, экстремальная, он для гипертрофированно азартных. Нужно задержать дыхание и уйти на максимально возможную глубину - стать русалкой, способной не дышать, не паникуя. Несмотря на опасность, что от кислородного голодания клетки мозга станут отмирать - человек под водой потеряет сознание. Героиня картины Марина умеет пробыть бездыханной до девяти минут, и это для нее не предел. Если добавить, что она не слишком молода и не слишком удачлива в жизни, то ее страсть к морским глубинам покажется способом уйти от суеты в тишину - родом эскейпизма. Или родом психоза.

Виктория Исакова великолепно передает это пограничное состояние, близкое к фанатизму, почти болезнь, высекающую искры галлюцинаций в помутившемся сознании. Марину оставил муж (что при ее невротическом характере, в общем, неудивительно), у нее заботливый сын и бунтующая дочь, она неспособна прокормить семью и забывает покормить детей. И в любой момент готова все это бросить и устремиться к морю, в его прозрачные голубые бездны. Она, кажется, устала от всего на свете, в глазах ее невысказанная тоска, и даже возможная гибель в пучинах ей видится как избавление от ненавистной рутины.

Так что фильм категорически не похож на многочисленные "повести о настоящем человеке", о самопреодолении и упорстве в борьбе за рекорды, за то, чтобы под заграничными небесами прозвучал гимн родины. Его пульс лихорадочен, как температурная кривая больного. Его героиня исповедует теорию спорта как способа доказать самой себе, что ты еще существуешь. У Марины есть прототип - 22-кратная чемпионка мира Наталья Молчанова, в конце концов исчезнувшая в бездне навсегда. Реальную Молчанову мы увидим в финале картины, когда ее, победившую глубину, страх и физические возможности человека, приветствуют болельщики в документальных кадрах. Фильм честно и жестоко, как никакой другой на моей памяти, показывает, чего все это стоит, каких жертв и каких жизненных катастроф.

Фильм гипнотически красив, потому что опасность завораживает

Он гипнотически красив, потому что опасность всегда завораживает: вулкан, шторм, атакующая акула… Очень красив подводный мир и вписанная в него стройная пластичная фигура с рыбьим хвостом, неторопливо помахивающим в глубинных течениях. Мир затонувших кораблей и таящих смерть подводных гротов, как гибельная "Голубая дыра", которую берется одолеть Марина, чтобы заработать на чемпионат мира. Прозванная "кладбищем дайверов", эта "дыра" стоила жизни спасателю Игнату (Владимир Яглыч), добровольно взявшемуся ее подстраховать. Но так и не научила ее ценить собственную жизнь. Гибель, которая поджидала реальную Наталью Молчанову, словно неотвратимая финальная точка траектории судьбы, которую она выбрала. Перед нами род акта самоубийства, садистски растянутого во времени; фильм об этом говорит с предельной ясностью и с неким исступленным восторгом. Так говорят обо всем, что за пределами человеческих возможностей.

Яркую ноту душевной патологии вносит и самый загадочный образ фильма - фигура некоего экспериментатора, то ли ученого, то ли шарлатана, который берется излечить Марину от страхов, научить не чувствовать боль, даже управлять темпом сердцебиения. Его играет Максим Суханов со своим непревзойденным умением воплощать инфернальное. В поисках душевного равновесия героиня должна ходить по раскаленным углям, плавать подо льдом и сидеть взаперти в бездонной бочке с водой. Эти упражнения, тоже близкие к садизму, по-моему, переходят грань, за которой спортивный азарт героини становится чистым безумием. История обретает привкус мистики, чего-то потустороннего, никак не проясняющего больные страсти героини. Человечней выглядит ее антипод и соперница - американская спортсменка Джессика Райт: в ней не ощущаешь неврозов, она спокойна, уверенна, открыта и доброжелательна. За нее бесится ее тренер, который идет на прямой подлог, подставляя российской сопернице опасную для жизни подножку. Не знаю, в какой мере такое случилось в реальности - в спорте чего только не бывает, но в кинематографическом воплощении сцена сильно напоминает подлянки, которые устраивает злодей-американец прогрессивной Марион Диксон в фильме 1936 года "Цирк".

Получилась картина, неровная по дыханию: в ней есть сильные актерские работы и моменты саспенса, но есть аритмичные сбои, прямолинейные решения и предсказуемость. Как и в любом байопике, где драматург-жизнь часто сбивает драматурга-сценариста на тропу простых пересказов, и тогда факты реальной биографии виснут на ногах, лишая сюжет развития свободного и убедительного.

Фото: kinopoisk.ru
Дословно

Сын чемпионки по фридайвингу Молчановой рассказал о матери и секретах дайверов

Текст: Ольга Шушлебина ("Урюпинская правда")
В прокат вышел новый российский фильм "Один вдох". В основу ленты легла подлинная история жизни многократной чемпионки мира по фридайвингу Натальи Молчановой. На премьере в Москве присутствовали актеры, режиссер Елена Хазанова, а также сын Натальи Молчановой, четырнадцатикратный чемпион мира, действующий рекордсмен мира по фридайвингу Алексей Молчанов.

Любителям подводных съемок этот фильм будет особенно интересен тем, что впервые в российском кинематографе съемки велись на реальной глубине, без применения спецэффектов. У волгоградцев это кино вызовет, думается, еще большее волнение, ведь Наталья Молчанова - наша землячка, хотя и родилась в Уфе. Почти половина удивительной жизни знаменитой спортсменки, жившей бесстрашно и погибшей при необычных обстоятельствах, прошла в Волгограде. Об этом периоде и о многом другом газета "Урюпинская правда" беседует сразу после выхода фильма с Алексеем Молчановым.

Алексей, мы гордимся тем, что 22-кратная чемпионка мира по фридайвингу, человек с уникальными возможностями организма и потрясающей силой воли Наталья Молчанова начинала спортивный путь в Волгограде. Расскажите, что связывало Наталью Вадимовну с нашим городом, чем запомнился он вам?

Алексей Молчанов: У нее и у меня с Волгоградом связаны очень теплые воспоминания. Мама закончила там институт физической культуры, где занималась скоростным видом подводного плавания. Работала долгое время детским тренером по плаванию, а в 40 лет, загоревшись возможностями фридайвинга (подводное плавание на задержке дыхания, без специальных дыхательных аппаратов - прим. "РГ"), уехала в Москву, где работала в Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма на кафедре экстремальных видов спорта. Я же родился в Волгограде и жил там до там 15 лет, пока не поступил в Питере в училище олимпийского резерва. Учился в гимназии № 7 в Красноармейском районе. В то время было много возможностей и хороших преподавателей, чтобы заниматься чем угодно - например, семь лет отучился в музыкальной школе по классу скрипки, увлекался шахматами, тхэквондо. И, разумеется, с раннего детства мама меня тренировала в плавании. Так что все детство, оставшееся в моей голове, связано с тренировками, Волгой, дачей, дедушками-бабушками, которые и сейчас живут в Волгограде. Они уже старенькие, им больше 90 лет.

Вышедший фильм называют "байопиком о королеве фридайвинга" и сравнивают с "Голубой бездной" Люка Бессона. Насколько российская картина биографична?

Алексей Молчанов: Конечно, этот фильм посвящен Наталье Молчановой, но это не документальное кино, а история главной героини - не мамина жизнь. Семейная ситуация, некоторые спортивные моменты в фильме - художественный вымысел, как и задумывалось, чтобы показать историю жизни женщины, преодолевающей страхи, неуверенность. Но то, что она в 40 лет начала этот путь, сделала самый затяжной нырок на глубину, совпадает, как и то, что Наталья Молчанова была очень сильной, целеустремленной женщиной, личность которой сложно отразить в художественном фильме.

Кажется, ее жизнь и спортивные достижения круче любого кино. Сама себе стала тренером, разработала уникальные методики, которые опровергают привычные законы физиологии. Поставила женский рекорд задержки дыхания более чем на девять минут, первая в мире погрузилась на стометровую глубину, поставила 41 мировой рекорд и, наконец, на одном вдохе пронырнула через "кладбище дайверов" - уникальную египетскую арку в знаменитой "Голубой дыре". Это необыкновенные природные данные, тренировки или вера в безграничность человеческих возможностей?

Алексей Молчанов: Для достижения высоких результатов важны, конечно, способности человека, и природные данные у мамы были выдающиеся. Но в плане тренировок ее собранность, последовательность всегда были для меня примером.

После ее трагической гибели не было желания оставить этот опасный спорт смелых до безрассудства людей?

Алексей Молчанов: На самом деле спортивный фридайвинг безопаснее, чем многие виды спорта - скажем, горные лыжи - по числу травм и прочих неприятностей. Опасно ныряние в одиночку, без напарника, вне соревнований. Мы ведь и египетскую пещеру преодолевали с мамой вдвоем. После ее ухода я не только не оставил спорт, но и занимаюсь развитием Федерации фридайвинга, которую она основала, продвижением авторской образовательной методики Молчановой, современного снаряжения для фридайвинга. А будут у меня дети, приведу в этот спорт и их.

А что, вы действительно стали первыми россиянами, пронырнувшими арку в "Голубой дыре", а остальные погибли?

Алексей Молчанов: Да, из россиян мы были первыми, но погибали не фридайверы, а аквалангисты, которые погружались, рассчитывая на баллоны с воздухом или газовыми смесями. Фридайверы же рассчитывают только на собственные силы.

Что же есть в этой глубине, что заставляет людей буквально отключать мозг, рискуя получить блэкаут, как вы называете потеряю сознания, и погибнуть от утопления?

Алексей Молчанов: Фридайвинг - это ныряние за эйфорией, когда для счастья достаточно только вдохнуть, говорила Наталья Вадимовна. Могу добавить, что перед погружением в глубину ты учишься полностью расслабляться, входить в своего рода состояние медитации. Все происходит на море, на природе, что само по себе очень красиво, и от подводного мира на самом деле наступает состояние, схожее с эйфорией. Наконец, фридайвинг - это тоже путь к саморазвитию: ныряя, мы учимся бороться со своими страхами, а как иначе, если в арсенале у тебя только собственные легкие, маска и ласты? Ныряние - это маленькое путешествие, которое меняет твой взгляд на мир, на жизнь. Это спорт самопознания. Вот почему увлечение фридайвингом стало во всем мире сегодня трендом номер один.

Кстати

Посмотреть это кино стоит на большом экране, чтобы прочувствовать притяжение глубины, ее магнетизм и красоту бесконечного подводного мира. А еще у зрителей будет уникальная возможность увидеть документальные съемки с участием самой Натальей Молчановой. 2 августа 2015 года она нырнула и пропала без вести у берегов острова Ивиса, в Испании. В конце фильма "Один вздох" хроника покажет ее живой, смеющейся.

Культура Кино и ТВ Культура Кино и ТВ Наше кино Гид-парк Кино и театр с Валерием Кичиным