издается с 1879Купить журнал

"Средневековый шабаш, разврат и членовредительство..."

Поучительная история мракобесной московской секты, представшей перед судом 90 лет назад

1 марта 1930 г. большой зал Московского окружного суда был переполнен журналистами, фотографами и зеваками. За деревянной балюстрадой, в окружении часовых сидели обвиняемые: две аккуратные барышни и два господина - один с профессорской бородкой, второй холеный, полноватый, с напомаженными волосами.

Государственный музей истории религии (ГМИР). Фонд Фототека

Приговор

Зал возмущенно гудел - все обсуждали преступников. Судья нервно зацокал молоточком, гул резко стих. Обвинительная коллегия была готова вынести приговор. Подсудимые неуверенно поднялись. Председатель коллегии Вальтер начал заключительную речь: "Товарищи, мы живем в индустриальную эпоху, в Советской России. И кто бы мог подумать, что в это прогрессивное светлое время, в самом центре Москвы граждане будут устраивать такой средневековый шабаш, такую огульную контрреволюцию, разврат и членовредительство"1.

Зачинщиком этих преступлений суд признал Дмитрия Ивановича Шульца, тридцати семи лет, безработного и неженатого - того самого холеного господина за балюстрадой. Его приговорили к расстрелу. За исключением нескольких пунктов обвиняемый признал вину - считал преступной советскую власть, создал секту, физически воздействовал на ее членов и устраивал спиритические сеансы, но он - истинный пророк, несущий последнее божественное откровение.

В 1920-е гг. аферистов, подобных Шульцу, было много. После революции большевики объявили об отделении церкви от государства. Однако религиозность в обществе сохранялась. И даже некоторые комсомольцы стремились верить во что-то невыразимое и высшее. Носителями высшего заблудшие овцы считали фокусников и мошенников, завлекавших спиритическими сеансами, духовными песнопениями, соборными молитвами. Д.И. Шульц обладал даром гипноза, артистическим талантом, искусством чревовещания. Он превратил сектантские посиделки в драматичные театральные представления, а сам преобразился в женщину-пророка.

Девочка Меточка с плюшевым мишкой, любимой игрушкой Дмитрия Щульца в детстве. Конец 1920-х гг. Фото: ГМИР. Фонд Фототека

Ученик Булгакова

Шульц был талантлив. Это признавали даже судьи. Он прекрасно знал литературу, хорошо рисовал, уверенно лепил, играл на виолончели и скрипке, сочинял стихи, отлично танцевал, писал и ставил пьесы, умел гипнотизировать и подчинять своей воле окружающих. Все это унаследовал от матери, немецкой обрусевшей дворянки. Образованная, экзальтированная, она до потери чувств обожала мистику, запоем читала религиозного философа Блаватскую, увлекалась русскими философами, Соловьевым, Булгаковым и Мережковским. Она искренне верила в духов и беседовала с ними во время спиритических сеансов. В них иногда участвовали Дмитрий и его младший брат Генрих. Родители обожали театр, по праздникам устраивали домашние спектакли, дети быстро втянулись, сами придумывали и ставили пьески. Дмитрий уже в пять-шесть лет сочинял сказки и разыгрывал их вместе с братом, в гриме и костюмах. Он стремился на сцену, но отец отправил его в Аракчеевский кадетский корпус. Впрочем, там через корпусного пастора он увлекся религиозным мистицизмом, да так, что стал отчетливо слышать мистические голоса и видеть духов.

Все это не помешало ему закончить корпус и поступить в Московский коммерческий институт. Фантазер получал образование в самом меркантильном заведении Первопрестольной. И в этом нет противоречия - в гибком Шульце уживались мещанская расчетливость и вера в духов, любовь к поэзии и глубокий интерес к математике. В своей богоизбранности Дмитрий утвердился на лекциях философа С.Н. Булгакова, чьим преданным учеником он себя считал.

Вдохновленный речами профессора о премудрой Софии и всеединстве Бога, Шульц придумал объединить основные религии в одну и даже собирался писать у Булгакова выпускной диплом о проектировании христианского государства. Но грянула революция, Шульц бросил институт, однако не оставил идеи создать новую религию. Ее проект он быстро набросал, и, чтобы завоевать себе паству, решился на фокус - спиритические сеансы.

Спиритуалист-утешитель

Первый сеанс он провел в 1919 г. в Вольске, куда переехал со своей молодой женой Марго. Собрал знакомых на квартире и сделал признание: он - пророк, ниспосланный духами в Советскую Россию, чтобы передать последнее откровение перед тем, как наступит вечное царствие божие на Земле. После этих слов задрожал, закатил глаза - и вступил в связь с духами. При этом упала сковородка и задребезжала утварь на кухне (ее тайно дергала за веревочки супруга Дмитрия). Впечатленные и немного испуганные гости поверили. В 1920 г. Шульц переехал в Юрино и там продолжил сеансы, приглашая всех заинтересованных. С вербовкой ему помогал младший брат Генрих, образованный человек, хорошо подкованный в вопросах религии.

Сеансы проводили почти каждый день по отрепетированному сценарию - круглый стол, свечи, неожиданно падавшие сковородки, тарелки, ножи, голоса духов и завывания Шульца, артикулировавшего высшую истину в форме белых стихов. В финале медиум просил высшие силы погасить свет, и комната вдруг погружалась в пугающую тьму.

После серии удачных спиритических сеансов Шульц представил пастве на особом вечере своих духов-покровителей, прозвища и житие которых придумал сам. Куколка-Маркизет помогала послушным детям, которым дарила конфеты. Матрена Филипьевна была заступницей страждущих, то есть участников секты. Фома Тарквемедо, великий инквизитор, помогал наказывать сектантов и утешал наказуемых. Еще были Маргарита Гастнер, Казибий, Ульрих фон Гутен, Жерменочка, Олечка, Эль-Эль, Джеванда, Деметра - всего около пятидесяти духов.

Самым важным, высшим существом Шульц называл Агафита Абдуллу, "мудрейшего из всех мудрецов земных". Во время очередного спиритического сеанса Абдулла объявил членам секты, что уже стар и дарует власть преемнику Шульцу. Теперь тот - полновластный мудрейший пророк. Передача полномочий произошла на московской квартире, в доме N 65 по улице Бакунинской. Туда осенью 1922 г. переехала секта Шульца. Пророк с супругой заняли просторную барскую комнату, во вторую, поменьше, набились последователи, которые именовались "братьями" и "сестрами".

Именно там медиум написал "Утешение", на страницах которого изложил суть своего учения. Он вспомнил все то, что читал в юности, что узнал на лекциях профессора Булгакова и что смог понять из книг русских философов. Добавил красивые места из модных сочинений русских мыслителей - трилогии Д.С. Мережковского о Христе и Антихристе, притчи Ф.М. Достоевского о Великом инквизиторе, философии эроса В.В. Розанова, теории Великого андрогина В.С. Соловьева. Добавил для солидности цитат из Библии, Корана и учения Будды. Все это переработал, упростил и придал поэтическую форму.

"Утешение" получилось увесистым - целых четыреста страниц. Оно состояло из глав, названных "Словами". Первое - самое восторженное и пафосное - "Слово большое". За ним следовали главы пояснительного характера: "О добре и зле", "О храме", "О любви", "О молитве", "О суете", а также слова на злобу дня - "О хлебе", "О труде", "О жилье", "О платье" и "Об одиночестве".

В "Утешении" Шульца отражены и политические реалии - жестокая партийная борьба за власть, репрессии в отношении священнослужителей и сектантов, а также искренняя ненависть к большевикам. В.И. Ленина и М.И. Калинина пророк объявлял бесами и антихристами, потомками Иуды, призванными на Землю из преисподней, чтобы уничтожить веру и верующих. К. Маркса он окрестил "великим пророком Сатаны". Советские газеты именовал "бесовскими листовками", а заводы и фабрики - орудиями дьявола для порабощения человеческих душ и пропаганды "ужасов социалистического строя"2.

Но любителю театральных эффектов одной книги оказалось недостаточно. Ему требовались мизансцена и яркий реквизит. Войдя в очередной раз в связь с духами, он торжественно объявил, что их сообщество отныне именуется "Единым храмом". Священным знаком будет полумесяц с крестом и всевидящим оком, а хоругвью станет полосатая ткань, в которой желтый цвет - бог, синий - Христос, белый - чистота, зеленый - символ Земли и самого пророка, "человека земного".

Аферист не забыл о костюмах - заставлял паству присутствовать на "служениях" в белых балахонах, похожих на древнегреческие хитоны. По большим праздникам, в том числе во время "Праздника красоты" (дня рождения Шульца), в квартире устраивали театральные представления, разыгрывали отрывки из пьес. "Братья" и "сестры" выступали в маскарадных костюмах, которые им придумывал и шил их обожаемый пророк (у Шульца в комнате стояла швейная машинка, и он часто за ней работал, обожая с детства рукоделие).

Дмитрия смущало лишь то, что он внешне почти не отличался от своих последователей. Чтобы стать безупречным совершенным духом, ему нужен был яркий сакральный образ. В 1927 г. он, наконец, его придумал.

Женские образы Дмитрия Шульца. Конец 1920-х гг. Фото: ГМИР. Фонд Фототека

Девочка-капризница

Образованный Шульц неплохо знал философию Владимира Соловьева. Особенно важным считал его теорию об андрогине. В своей книге "Смысл любви" философ развивал идею о том, что разделение полов произошло в результате грехопадения, когда мужчина и женщина осознали свою плоть и увидели меж собой различие. Но была надежда - духовная жизнь и любовь способны воссоединить мужское и женское в едином теле, превратив человека в сакральное бессмертное существо, которое всевышний создал по образу по подобию своему. Этим существом Соловьев считал андрогина.

Дмитрий Шульц узнавал себя в каждой строчке поэтичного "Смысла любви", и свой высший смысл видел в магическом телесном преображении из "сына земного" в существо, в котором мужское и женское сочетались бы в божественной гармонии. Маг и волшебник решил превратиться в пухлую милую девочку. Расчет его был, как всегда, верным: девочка - это образ, близкий божественному андрогину, о котором вещал Соловьев. Девочка не ведает грехопадения, она невинна и чиста.

Девочка-Шульц оказалась ужасной капризницей. Сектанты баловали ее - дарили кукол, шоколад, конфеты, чепцы, кружева, туфельки. Когда не было денег, "братья" и "сестры" шли побираться. Переодевались в рубище, мазались гуталином и попрошайничали на центральных московских улицах. Каждый день приносили по 10-20 рублей, отдавали большую часть главному бухгалтеру секты, Генриху Шульцу, а на оставшееся покупали подарки милой Девочке.

Судебное заседание по делу изуверской секты Шульца. Крайний справа - Дмитрий Шульц. Москва, 1930 г. Фото: ГМИР. Фонд Фототека

Помада для пророка

Пророк Агафит Абдулла хоть и отправился на заслуженный отдых, но во время сеанса вновь явился и объявил, что у Девочки есть покровительница - древнегреческая богиня Деметра и что через нее он дарует пастве портрет и скульптурный бюст: "Им отныне станете поклоняться". И тут же супруга медиума явила изумленной "братии" эти священные дары - в большом секрете от своих приспешников их выполнил сам Шульц. Сейчас они хранятся в фондах Музея истории религии в Санкт-Петербурге.

Там же, в фонде тканей, есть чудом уцелевшие платья из богатого гардероба Девочки. После судебного разбирательства они вместе с документами были переданы в Центральный антирелигиозный музей и позже отдельным фондом вошли в состав обширного интереснейшего архива В.Д. Бонч-Бруевича. Хранители показали мне аккуратную нижнюю юбку из белой хлопчатобумажной ткани, сатиновую ночную сорочку, белое платье с необычными короткими, как у футболки, рукавами - в нем Шульц участвовал в "чтениях" и "хвалениях". Есть в фонде и три черные маски с машинным кружевом, а также шутовской костюм с золотым галуном и бубенцами. Остальные платья пропали - теперь их можно увидеть только на снимках.

Почти все наряды Шульц шил сам или переделывал готовые под свой размер. В его девичьем арсенале были помада, тушь, пудра, румяна, целый набор париков. Наивные малограмотные сектанты безропотно поверили в его магическое преображение в Девочку. И даже образованные барышни, бухгалтер и недоучившаяся музыкант, назвали это чудом. Они кое-что слышали о попытках зарубежных ученых изменить природу человека. В газетах писали об экспериментах академика Павлова, хирурга Воронова и о том, что наука стремительно приближалась к разгадке тайны пола, который скоро можно будет менять по желанию. И, значит, думали барышни, случай Шульца не единственный и он, на самом деле, поменял пол.

Судебное заседание по делу изуверской секты Шульца. Крайний справа - Дмитрий Шульц. Москва, 1930 г. Фото: ГМИР. Фонд Фототека

Наказание как преступление

У Девочки было второе имя - Меточка. Она отмечала - награждала своих приспешников вниманием, баловала подарками. И одновременно с безумной жестокостью наказывала ослушавшихся - метила их тела розгами, палками, вырывала куски мяса плоскогубцами. Меточка была психопатом и садистом, но все ей сходило с рук.

Убеждением ли, гипнозом или угрозой новых страшных наказаний Шульц почти десять лет руководил сектой. Количество розог и палок росло. К концу 1920-х гг. Девочка "воздавала" за любую мельчайшую провинность - случайно пролитый суп, неприветливый взгляд, неверно рассказанный "стих" из его "Утешения" и даже за то, что у Меточки плохое настроение. Во всем этом были виноваты сектанты, превратившиеся в бессловесных забитых рабов.

Шульц говорил им, что нужно терпеть, что розги, палки, железо введены специально для того, чтобы укрепить их дух, развить силу воли, что наказания во благо, они приближают паству к долгожданному моменту, когда на землю снизойдет дух святой и восстановится царствие божие. И Девочке верили, послушно ложились на скамейку, терпели пытки.

"Мы укрепляли нашу волю. Мы хотели сделать царствие божие на земле, где не будет предателей и не будет бесов"3, - говорил на суде Генрих Шульц, брат "пророка".

"Никто не мог ни думать, ни возражать - иначе мы все получали суровое наказание"4, - комментировала Марго Шульц.

"Я безгранично верила, - сообщала на суде Елена Шульц, - и даже все плохое старалась объяснять тем, что так нужно, так правильно, ведь Дмитрий был передатчиком слов свыше. Если наказывает, значит, так надо"5.

Не правда ли, знакомая схема - обещание светлого будущего, боги-вожди, ведущие к высшей цели через тернии испытаний, подавление инакомыслия, угрозы расправы, круговая порука, превращение палачей в жертв, садизм, жестокие наказания, "наказали - значит, было за что, им виднее"...

Идеи тоталитаризма витали в воздухе. Все то, что практиковали в секте, через несколько лет применило сталинское правительство, взявшее курс на тотальный контроль.

Женские образы Дмитрия Шульца. Конец 1920-х гг. Фото: ГМИР. Фонд Фототека

Исповедь Меточки

Органы правопорядка узнали о секте лишь поздней осенью 1929 г. В милицию поступило сообщение о том, что студентка Московской Консерватории Нина Макарова просит на улице подаяние. Ее узнали сокурсницы. Девушки пришли в ужас от внешности бывшей отличницы - она была сильно избита, лицо и руки в кровавых ссадинах и синяках. Нина сидела на брусчатке в каком-то отрепье, грязная, полусумасшедшая. На их вопросы не отвечала, прошептала только, что живет на улице Бакунинской, в доме N 65. Наряд милиции, пришедший по адресу, обнаружил настоящее логово сектантов. Вместе с Макаровой арестовали Г. Шульца, Д. Шульца и его жену Марго. Началось расследование, затем суд. 1 марта 1930 г. комиссия, наконец, вынесла решение.

В заключительной части эмоциональной речи председатель судебной коллегии Вальтер объявил преступникам приговор. Елену Шульц, супругу Генриха, признали невиновной и освободили из-под стражи. Марго Шульц, жену пророка, осудили на пять лет исправительно-трудовых лагерей. Генрих Шульц получил десять лет лагерей с конфискацией имущества. Дмитрия Шульца, признавшего свою вину, приговорили к высшей мере наказания - расстрелу.

Последний месяц своей жизни он все еще на что-то надеялся - составил кассационную жалобу, вернее, пространное длинное исповедальное письмо. В нем перечислил мелкие ошибки, допущенные судом, и вновь объяснил, почему и зачем организовал "Единый храм". Заявлял, что искренне желал всем добра, стремился ко всеобщему единению и духовному катарсису. В конце исповеди взмолился: "Смягчите мою участь. Будьте снисходительны к малому, заблудившемуся, но искреннему пророку. Очень, очень, очень прошу"6.

2 апреля 1930 г. "пророк" был расстрелян.

"Иконы" и знамя-хоругвь секты Дмитрия Шульца, а также инструменты воздействия на сектантов - железные пруты и плоскогубцы. Снимок из уголовного дела. Фото: ГМИР. Фонд Фототека

1. Государственный музей истории религии. (ГМИР). Ф. Научно-исторический архив. N 2. В.Д. Бонч-Бруевич. Оп. 21. Д. 22. Л. 1-2.

2. ГМИР. Ф. Научно-исторический архив. N 2. В.Д. Бонч-Бруевич. Оп. 21. Д. 15. Л. 1-5.

3. ГМИР. Ф. Научно-исторический архив. N 2. В.Д. Бонч-Бруевич. Оп. 21. Д. 19. Л. 96.

4. Там же. Л. 104.

5. Там же. Л. 55.

6. ГМИР. Ф. Научно-исторический архив. N 2. В.Д. Бонч-Бруевич. Оп. 21. Д. 23. Л. 3.