"Есть разные подсчеты участия государства в экономике, - пояснил Владимир Путин. - Кто-то считает, что слишком много государства в экономике, кто-то считает, что нормально". Эти разные методики дают разный результат. "Я считаю, что у нас в целом сбалансированная ситуация", - оценил президент. Из 20 крупнейших компаний - только семь или восемь с госучастием. Но вопрос не в том, частные они или государственные, а в том, как они работают. Если грамотно, приносят доход государству, то встает вопрос: а приватизация - это самоцель? Путин привел пример: в Канаде приватизировали железную дорогу, купили американцы, и канадцы сто раз пожалели, что продали. "Надо быть очень аккуратным здесь и принимать взвешенные решения", - считает он.
Еще президент заметил, что компании с госучастием - самые крупные налогоплательщики в бюджеты всех уровней. Утверждение, что государство - неэффективный собственник, "ничего не стоит, если не посмотреть на конкретную работу конкретного предприятия", уверен он. "Общий подход - это средняя температура по больнице", - сказал Путин. Может быть, как методика, такой подход и правильный, но надо смотреть каждый раз отдельно. В реприватизации президент не видит ничего страшного. Есть разные подходы и точки зрения, и тот, кто принимает решения, должен услышать каждую, - так Путин и старается делать.
Глава государства привел пример претензий к Центробанку: что он много забрал под себя финансовых учреждений, истратил огромное количество средств, выплатил большие деньги акционерам. Но санации банков были нужны для того, чтобы миллионы людей не пострадали. Чтобы слабые финансовые учреждения не набрали денег у населения, как это делали застройщики с обманутыми дольщиками, и потом бы не "растворились куда-нибудь в Лондон там, как обычно", - сказал Путин. Теперь ЦБ планирует санировать их активы и выводить на рынок, заявил он.
Глава государства также объяснил разницу между нынешними главами корпораций и олигархами. Все ищут ходы, лоббируют свои интересы. Но разница между тем, что было в 1990-х, 2000-х годах, и что есть сейчас, - в том, что тогда олигархи напрямую влияли на принимаемые государством решения. "Руководители сегодняшних компаний такой привилегией не пользуются", - сказал Путин. И не пытаются управлять страной. "Они поняли, что это невозможно, и даже не лезут", - заметил он. При этом борются за свои интересы, привел он пример: обсуждается вопрос по ценам на нефть и газ с партнерами по ЕАЭС, они отстаивают свою позицию, но не пытаются влиять изнутри, а просто ее объясняют.
Огромные зарплаты топ-менеджеров госкорпораций президента "коробят", и в интервью он этого не скрывал. Но не так все просто, как кажется на первый взгляд. Владимир Путин говорил с топ-менеджерами. Они объяснили, что нанимают много иностранцев и вынуждены платить им зарплату в соответствии со стоимостью их услуг на международном рынке труда. "Если им платить, то они как начальники должны получать больше", - объяснил президент. Путин привел пример ситуации с летчиками гражданской авиации: взяли на работу пилотов иностранных компаний, повысили им уровень зарплаты под европейские и американские стандарты. "Теперь военные летчики с удовольствием уходят на кресло второго пилота, потому что в армии стали получать меньше, чем в гражданской авиации. Сразу это перекосило рынок труда, включая министерство обороны", - заметил он.
Топ-менеджер получает миллион в день, заметил интервьюер Андрей Ванденко. "Насчет дня я не знаю, но многовато, я с вами согласен", - ответил президент. Но в мире нет такого, чтобы начальники получали меньше своих подчиненных. "Но меня самого это, честно говоря, задевает и коробит, я согласен", - еще раз заметил глава государства, согласившись с репликой журналиста: надо быть скромнее.