Новости

16.03.2020 10:31
Рубрика: Общество

Чем онлайн-уроки должны отличаться от оффлайна

Почему онлайн-обучение нельзя строить по принципу оффлайн-уроков? Почему занятия в сети должны быть короче обычных? Об этом рассказал известный педагог-русист, завкафедрой словесности ОАНО "Новая школа" Сергей Волков.
 Фото: iStock  Фото: iStock
Фото: iStock

"Ежедневная трата времени в школе у ребенка в сумме за годы складывается в колоссальные цифры. Учиться многому можно интенсивнее и гораздо быстрее, чем предлагает школа. (Подчеркну: соотношение полезного и бесполезного колеблется в зависимости от конкретной школы и конкретного ребенка - но даже в хороших школах бесполезного много).

Самое плохое, что может сейчас сделать школа - это построить онлайн-обучение как кальку оффлайн-обучения. "Детка, мы с понедельника влезем к тебе в дом с веером интернет-платформ в те же часы, с тем же расписанием, с той же нагрузкой, с тем же дроблением материала, с теми же домашками. В 8-30 звоночек динь-динь-динь - разлепи глазки, сядь перед компом, Феодулия Сысоевна уже начала тебе диктовать словарные слова..."

Если это произойдет, плохо будет примерно всем. Начиная с самой Феодулии.

Трудозатраты по подготовке онлайн-урока гораздо выше (особенно в условиях, когда и "живые" уроки не отменили в госшколах), а КПД его зависит от многих факторов и в целом гораздо ниже. Вовлеченность в такой урок обеспечить труднее, чем оффлайн. Онлайн-урок должен быть гораздо короче, чтобы быть эффективнее. И их не может быть подряд у ребенка, скажем, 5-6 (не говоря уж о 7-8) - просто физически одуреешь от экрана.

Сейчас у нас есть уникальная возможность попробовать организовать образование ребенка без школ, без уроков, давая ему инструменты прежде всего управления собственным временем и способами действия. С резким уменьшением нашего присутствия.

Мое мнение: не надо пытаться истерически наращивать это присутствие за счет интернета. Надо расширить горизонт планирования - не уроками, а большими темами, не днями, а неделями. Надо выкладывать материалы, выставлять дедлайны, давать обратную связь, точечно консультативно включаться - а в середине оставлять ребенку воздух и возможность маневра. Я бы даже сократил количество предметов, которыми ребенок занимается в эти карантинные недели (ну или подумал над его перераспределением в сторону модульности и интенсивов).

Спит ребенок утром? Пусть спит. Зачем ему в 8-30 уже сидеть у экрана? Возможно, его продуктивное время будет днем или вечером. Давайте и это поисследуем. Поисследуем его способность планировать, держать сроки, распределять задания.

Здесь нужна, конечно, включенность родителей - осмысленная (им сейчас очень страшно и хотелось бы, чтобы кто-то занял чем-то их детей и следил за ними). И нужно наше терпение. Потому что получаться будет мало что. Но моя точка зрения, что надо пробовать другое, а не то же, что мы делаем в школе.

У многих, вполне вероятно, никогда в жизни не будет больше такой возможности - поучиться в своем темпе, поуправлять единственной валютой, которая есть в школьном возрасте - временем, поучиться неравномерно - скакнуть вперед в одном, поставить на паузу другое. Сейчас вдруг у всех возникнет шанс попробовать анскулинг и хоумскулинг."

Общество Образование Реформа образования