16.03.2020 13:56
    Поделиться

    Сегодня Сергею Юрскому исполнилось бы 85 лет

    16 марта Сергею Юрскому исполнилось бы 85. Он был ярким, талантливым, современно мыслящим - вспоминают о нем друзья и коллеги. Для многогранного таланта Юрского не было преград и ограничений ни в кино, ни на театральной сцене. Просто пересмотрите "Любовь и голуби", "Золотой теленок", "Республику Шкид", "Место встречи изменить нельзя…". Журналисты "РГ" не раз разговаривали с "последним динозавром русской сцены". И сегодня мы вспоминаем самые яркие моменты этих бесед.
    Владимир Федоренко/РИА Новости

    О роли Груздева из "Место встречи изменить нельзя"…

    Сергей Юрский: Это в нем много от меня, я должен был играть другую роль, но попросил именно Груздева - и очень благодарен режиссеру фильма за то, что он согласился. Это был конец 70-х, трудное для меня время, я испытывал сильное давление со стороны власти, мне из-за моего общения с диссидентами запрещали работать, не упоминали в рецензиях. И тут возможность, пусть не напрямую, но сказать о системе, для которой люди - мусор...

    О популярных киноролях: Викниксор из "Республики ШКИД", дядя Митя из "Любовь и голуби"...

    Сергей Юрский: "Популярность" - тут не главное слово. Тем более это уже не популярность, "Любовь и голуби" стал фильмом попросту народным. Я это ценю, но это не отменяет и того пути, что вел меня к этой роли, и пути, который вел от нее, дальше…

    Так получилось, что мы совпадали тогда в одной точке в свое лучшее время, и это фокусировалось. Согласитесь, ведь бумагу поджигает только правильно изогнутое и направленное увеличительное стекло! Михаил Швейцер снимал на очень высоком уровне, но фокус у него случился в "Золотом теленке". Гурченко, в которую я в свое время влюблялся, в комической роли в фильме "Любовь и голуби" не просто блеснула, а оказалась в своей высшей точке. Наталья Тенякова вернулась в кино в "Любовь и голуби", да так, что сейчас ко мне после концерта в Ставрополье подошли и передали ей привет. "Вы знаете, это ж моя мама!" А мы играли про Сибирь и снимали в Карелии.

    О недооцененных ролях

    Сергей Юрский: Из последних это, конечно, Сталин в сериале "Товарищ Сталин", крайне актуальный персонаж, я предлагал зрителю увидеть в нем психологическое явление, до сих пор живущее в нас и с годами проявляющееся все больше. Фильм заметила критика, но не зритель. "Отцы и дети", где мы с Теняковой сыграли родителей Базарова, одна из лучших на моей памяти картин - с ней та же история, показывают изредка на "боковых" каналах. Полгода мы с ТВЦ под юбилей Пушкина снимали "Евгения Онегина", выпустили его, но прошел юбилей - и все о том забыли.

    Об учебе на юриста

    Сергей Юрский: Да какая ошибка, мне повезло! Я коснулся университета (Юрский учился на юридическом факультете ЛГУ - прим. "РГ"), увидел его в самый момент перехода к новым временам, в середине 50-х, познакомился с такими людьми! Моими друзьями были мои ровесники, будущие физики, астрономы, востоковеды, лингвисты, филологи, биологи - все мы сходились в университетском театре. Мы были различны в интересах, но соединялись в душевности, духовности! Это было поколение "выстрелившее" в 60-ых и выдавшее большую порцию людей ослепительной яркости, которых было невозможно не заметить. Это было поколение выхода, поколение "антре".

    К тому же полученные знания очень пригодились. Нас учила и старая интеллигенция времени последнего цветения и звезды новой профессуры. Мы собирались, много общались и тут ковались хорошо говорящие, а значит, и мыслящие люди.

    Об актерах на сцене, в кино и жизни

    Сергей Юрский: Все - играют. И тяготение к тому, чтобы надевать на себя разные костюмы, использовать телевидение и актерствовать, поставило нашу профессию на грань гибели. Раньше считалось, актер - это о-о-о! Человек, работающий в таком-то театре. Сейчас и театра нет, и все - играют… Это опасно, потому что люди не обучены играть. Поэтому играют плохо и играют корыстно. Искусство в принципе стоит на бескорыстии. Поэтому и люди искусства получают не зарплату, а гонорар. Раньше, во всяком случае, это так называлось. А тут очень корыстная игра, которая приводит к падению подлинности в масштабах государства. Скажем, были академики. Человек должен соответствовать званию. Сейчас же такое количество академий, что академиком может оказаться любой.

    О человеческой природе

    Сергей Юрский: Боже, какие вопросы. Вы, наверное, с насмешкой спрашиваете. Так я вам с насмешкой и отвечу. Я понял, что человеческая природа очень плоха. Идея социализма как строя выдуманного, сочиненного, была направлена против человеческой природы. Человек плох, а мы сделаем нового человека, безгрешного. И того, кто будет ближе к идеалу, будем награждать. По-моему, есть определенное сходство или пародия на то, что было выдвинуто Иисусом Христом. Сейчас меня упрекают, что в одном интервью я сказал, что Сталин - это падший ангел. Но в той же мере можно сказать, что социализм - дело антихристово, а не лежащее вне христианства. Христианство тоже ставило невыполнимую, к сожалению, задачу - переменить совсем человека. И это доказывается нынешним кризисом христианского сознания. И коммунисты воспользовались этим: "Да они врут, поглядите на этих попов!" Теперь возникает новая смесь. С одной стороны, сверкают купола. С другой - совершенно уничтожен призыв - быть, как святые. И уничтожен социалистический призыв - быть идеальным. Остается: "человек должен быть человеком". Да, это сказали язычники. Но они говорили тысячи других вещей. Например, "помни о смерти". Об этом не думают. Осталось - "ничто человеческое мне не чуждо". А человеческим оказалось - воровство, похоть, разврат, работорговля, соблазн, полное равнодушие к начинающему поколению. Человек сказал: вот тебе весь мир, езжай, куда хочешь, бери, что хочешь. Есть один человек, к которому я испытываю большой интерес. Человек, который, взойдя на эту вершину непомерного накапливания денег, опомнился и сказал: "Надо с ними, с деньгами, что-то другое делать".

    О братьях наших меньших

    Сергей Юрский: Животные - это не просто экология, живность, нам сопутствующая, это живой мир, с нами теснейшим образом связанный и нами преданный. Поэтому нормального человека должно преследовать чувство вины и ответственности, христианское чувство покаяния перед живыми существами. Жестокость непростительна даже по отношению к тем, кто предназначен на пропитание человека. Уже давно цивилизация пришла к той точке осознания своих приоритетов, чтобы стремиться к минимальному количеству боли и страха у тех, кого мы убиваем, чтобы съесть. Мы же притворяемся благодетелями, а потом выбрасываем в буквальном смысле на помойку в мороз своих "друзей" младенческого возраста. Мы опустились до очень низкой точки. И наше покаяние и исправление - необходимая часть программы оздоровления общества. Почему нужен именно уполномоченный по правам животных? Да потому, что существующие конструкции, структуры и должности, при том, что затрачиваются немалые средства, например, на создание приютов, не работают. Это попытка найти некую точку, вокруг которой будет концентрироваться поиск выхода.

    Поделиться