Сейчас участок Волги от Городца до Нижнего Новгорода крупнотоннажные суда могут проходить лишь пару часов в сутки, рассказал "РГ" член-корреспондент РАН гидролог и экономист Виктор Данилов-Данильян. А в скором времени судоходство на этом 40-километровом мелководном участке может остановиться вообще из-за нехватки воды в навигацию. С 2005 года грузопоток через Городецкий гидроузел уже упал вдвое.
Из-за этого, например, тормозится российский агроэкспорт - зерна, растительного масла, кормов для животных. "Но мелководье в районе Нижнего Новгорода уже не дает проходить там судам с полной загрузкой, а модернизация участка идет очень медленно", - отмечает ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Евгений Иванов.
Страдает и туристический рынок. В старинный Городец из-за низкого уровня воды не могут попасть туристические группы. "Если с реки уходит водный транспорт и ее перестают поддерживать в судоходных габаритах, расположенные по берегам города теряют свое значение, а нередко и деградируют", - резюмирует Данилов-Данильян.Обмеление Волги на проблемном участке началось 40 лет назад. К проблеме подступались неоднократно. За десятилетия ученые рассмотрели более 15 вариантов решения проблемы. Например, строительство третьей нитки нижней ступени действующих шлюзов гидроузла у Городца. В этом случае предлагается еще больше запрудить Волгу выше проблемного участка. Как пояснили "РГ" в Росморречфлоте, согласно расчетам академических и отраслевых научных центров уровень воды в реке к Нижнему Новгороду все равно будет падать до 1,6 метра, тогда как для судоходства требуется 4 метра.
Не решает проблему и строительство 3-й ступени существующих Городецких шлюзов. Поднять уровень воды не получится без создания дополнительного подпора в конце 40-километрового участка у Нижнего Новгорода
Получается, нужно строить низконапорный гидроузел между Городцом и Нижним Новгородом Именно такой вариант предусмотрен Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Но против строительства нового гидроузла выступают в самой Нижегородской области. Там указывают на необходимость учесть все те же альтернативные пути. "Пока вариант третьей нитки шлюзов выглядит предпочтительнее по всем параметрам. Он более чем в пять раз дешевле, его можно реализовать в два раза быстрее и, самое главное, он не вызовет затоплений и подтоплений, как проект низконапорного гидроузла", - пояснил "РГ" заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Харин. Более категоричны региональные экологи. В случае появления низконапорной плотины подтапливаются многие заселенные территории, например, город Балахна, утверждает председатель Совета экоцентра "Дронт" (Нижний Новгород) Асхат Каюмов. В других приволжских регионах не сомневаются, что нужно поднимать уровень воды в реке, но просят учесть и их интересы. Например, Саратовская область страдает из-за регулярных сбросов воды для поддержки Волго-Ахтубинской поймы, например, гибнет икра рыб, замечает доктор биологических наук, завкафедрой экологии Саратовского технического госуниверситета имени Ю.А. Гагарина Елена Тихомирова. Строительство нового гидротехнического сооружения нужно просчитывать с учетом всех последствий, замечает завкафедрой оптимизации водных экосистем Казанского федерального университета Нафиса Мингазова. Может получиться так, что из-за нового гидроузла необходимый уровень воды недополучит Татарстан, который находится ниже по течению. "На Волге можно и нужно строить водохранилища, но не в ущерб другим водопользователям", - призывает заслуженный эколог России Владимир Лобойко.
Судя по всему, дискуссии в совете предстоят жаркие. Главное, чтобы итоговое решение было принято достаточно быстро. В минтрансе настаивают, что решить проблему поможет только строительство Нижегородского гидроузла и приводят свои доводы.
"В мае 2019 года безальтернативность реализуемого Минтрансом России проекта строительства Нижегородского низконапорного гидроузла как эффективного, безопасного и устойчивого решения проблемы обеспечения судоходства была подтверждена решением расширенного заседания Научного совета Российской академии наук "Водные ресурсы суши", - напоминают в министерстве.
Финансовые аргументы также в пользу Нижегородского низконапорного гидроузла. Пока его строительство оценивают в 43,6 млрд рублей. А вот тезис о значительно более низкой стоимости проекта строительства третьей нитки требует подтверждения, каких-либо технико-экономических обоснований не было сделано, замечают в минтрансе. Кроме того, третья нитка Городецкого шлюза, по замыслу авторов этого варианта, может работать только в совокупности с дноуглублением, а значит, и эти ежегодные расходы нужно включать в стоимость проекта, указывают в министерстве. Транспортники также отмечают, что постоянные и крупномасштабные дноуглубительные работы можно могут проводиться только в разгар самой навигации после окончания зимы и по завершению нерестового периода, то есть примерно с середины июня. Это значит, что судоходство по Волге столкнется с новыми препонами. К тому же дноуглубительные работы грозят необратимыми последствиями для экологии региона.