- Старший сын поступил в УрФУ. Стал звать нас в Екатеринбург: говорил, город компактный, приятный, возможностей много. Решиться было сложно, мы с мужем целый год сомневались. Когда надумали, я подала заявку на участие в программе переселения соотечественников, и через пару месяцев мы оказались здесь, - вспоминает Эдиса Желденбаевна.
Сначала она устроилась кондуктором, муж перебивался случайными заработками - в Кыргызстане он работал в милиции, вышел на пенсию, найти хорошую должность в России не смог.
- Время от времени мне звонил директор школы № 127, куда ходили мои дети, предлагал пойти к ним учителем начальных классов. Я боялась, ведь получала образование и преподавала в Кыргызстане только на родном языке. Российских программ не знала, по-русски говорила с акцентом. Но директор был настойчив, убедил, что мне помогут, один на один со сложностями не оставят, - рассказывает Эдиса Желденбаевна.
Свой первый урок она помнит очень хорошо.
- Школа маленькая, обо мне уже все знали. Учитель, которая передавала класс, провела один урок - я в это время сидела за последней партой, наблюдала. А потом она ушла, и делай что хочешь. Благо опыта хватало. Первым делом я созвала родительское собрание: объяснила, откуда акцент, и сказала: хочу учиться вместе с ребятами, - вспоминает педагог.
Ей дали класс со сложными, как принято говорить, детьми. С незнакомым учителем они позволяли себе многое, были неуправляемыми. Эдиса Желденбаевна признается: порой хотелось все бросить и сбежать. Но директор успокаивал: все будет хорошо.
- В первую зарплату я получила 10 300 рублей, а за съемную квартиру отдавала 12 тысяч плюс коммунальные платежи. Муж подрабатывал, как-то справились. А потом мне дали еще один класс, и зарплата выросла.
Коллектив оказался необычным - мигрантским. Русских ребят - всего восемь, остальные - киргизы, таджики, азербайджанцы, армяне. Работать с ними было непросто: некоторые совсем не знали русского языка, а программа - одна на всех. Сейчас у Эдисы Желденбаевны два класса: второй и четвертый. В обоих по четыре русских ученика, остальные - из стран ближнего зарубежья.
По национальному признаку Эдиса Желденбаевна детей не делит - наоборот, учит их толерантности.
- Однажды русская девочка назвала одноклассников "чурками". Я в ответ объяснила происхождение этого слова: во время нашествия Батыя орда забирала в свое войско русских. Мужчины, разумеется, прятались. Воины заходили в избы, доставали мужиков из-за печки и говорили: "Ну-ка, чурки, выходите". А вообще сталкиваться с негативным отношением из-за национальности мне не приходилось, - улыбается учительница.
Секрет педагогического успеха Эдисы Желденбаевны простой: видеть что-то хорошее в каждом и постепенно заставлять даже самых отъявленных хулиганов находить хорошее в себе. Мигрантский класс, по ее мнению, удачный способ адаптации ребят в незнакомой стране. Главное - найти подход к каждому.
- Конечно, нужна помощь родителей, - продолжает учитель. - Я говорю так: начальная школа - это фундамент. Если вы хотите построить дом, нужно начинать с основы. Родители прислушиваются - не всегда и не все, но прислушиваются. Я никогда не сдаюсь: если один метод не работает, ищу другой. И все получается.