Григорий Рапота: У нас практически все программы посвящены созданию новых продуктов
Дискуссия была интересной и оживленной. Она проходила в рамках нескольких секций: "Обеспечение и укрепление финансовой стабильности", "Развитие международного сотрудничества в области здравоохранения", "Современные тенденции развития ТЭК в мировой экономике", "Инновации в интеграции".
Во второй половине дня участники форума собрались на пленарное заседание. Модератором стал Председатель Исполнительного комитета - Исполнительный секретарь Содружества Независимых Государств Сергей Лебедев. А к микрофону по очереди выходили вице-премьер российского правительства Алексей Оверчук, председатель Экономического совета СНГ Джамшид Кучкаров, председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович, генеральный секретарь ШОС Владимир Норов и многие другие. Они говорили о собственном опыте интеграционных процессов. При этом выступающие несколько раз упоминали, что Союзное государство - это, наверное, самый передовой интеграционный опыт на территории бывшего СССР. Этот факт отметил и модератор Сергей Лебедев, предоставив слово Государственному секретарю Союзного государства Григорию Рапоте. - На Григория Алексеевича выпала трудная роль пионера углубления сотрудничества, - сказал Председатель Исполнительного комитета - Исполнительный секретарь Содружества Независимых Государств Сергей Лебедев. - Чем глубже взаимодействие, тем труднее согласовывать детали. В рамках СНГ мы вырабатываем стратегии и концепции, которые определяют общие направления взаимодействия. Но самое углубленное взаимодействие и сотрудничество идет в рамках Союзного государства. Поэтому всегда, когда Григорий Алексеевич выступает, мы ждем интересных и полезных предложений, которые потом используем в нашей работе. - На сегодня структура СНГ устоялась, - начал свое выступление Григорий Рапота. - Я бы назвал этот союз площадкой взаимного доверия.
Потому что есть вопросы, которые в такой большой компании невозможно решить консенсусом. Но то, что есть возможность обсуждать проблемы, в том числе и между государствами, у которых натянутые отношения, это уже хорошо. Очень важно сохранить вот эту формулу общения. Я уж не говорю о каких-то практических вещах типа создания зоны свободной торговли, взаимодействия с ШОС и другими интеграционными объединениями.
Вообще, мы рассматриваем всех, кто работает в других интеграционных объединениях, как зонтичную структуру, под прикрытием которой мы все трудимся.
Всегда, когда мы говорим о том, как нам дальше жить, мы говорим о трудных временах. Они всегда трудные, другого не бывает. В этом году свои особенности. Цены на нефть рухнули, наметился экономический кризис. Это не говоря о медицинских проблемах - это отдельная тема, хотя она непосредственно затрагивает экономику стран. Как выживать в такой ситуации?
- Чтобы понять это, нужно вспомнить исторические примеры, - продолжил Государственный секретарь. - Скажем, в послевоенные 1946-1947 годы жесточайший кризис в Европе. И все государства переходят и ориентируются только на двусторонние отношения. Причем ширится практика барьеров и ограничений, которые нам сегодня что-то напоминают. Встал вопрос, что делать дальше? И тогда мудрый министр иностранных дел Франции Шуман провозгласил идею создания Европейского объединения угля и стали. Он мотивировал это лозунгом о том, что такое объединение должно служить укреплению мира в регионе и ликвидировать вековые разногласия, которые существовали между Францией и Германией.
То есть во время той кризисной ситуации все обернулись в сторону интеграции. Это первый урок: мы не можем жить в изоляции, это непродуктивно и ни к чему хорошему не приводит.
Второй урок: Великая депрессия 1929-1930 годов. То, как США выходили из этого кризиса, - классический пример. Вместо того чтобы раздавать всем оставшимся без работы деньги, правительство создало рабочие места. За счет этого решили ряд серьезных экологических проблем, построили автострады, которыми потомки пользуются до сих пор. Все это стало возможным, потому что резко усилилась роль государства в экономике. А ведь США - сугубо рыночное государство. Видимо, в каждой стране наступает период, когда роль исполнительных органов власти становится решающей.
Какие выводы можно сделать из этих примеров? Первое: нам нужно определить такие направления деятельности, где бы мы могли объединить созидательные усилия всех стран. Это может быть и в рамках ЕАЭС, СНГ, Союзного государства, ШОС. Нужны какие-то мощные, важные, интересные проекты. Впрочем, любой важный проект интересен.
Проекты должны быть для разных регионов. Взять, например, Среднюю Азию. В свое время мы активно обсуждали вопросы энергетического регулирования. Если брать Беларусь, Россию, кавказские республики, то здесь могут быть востребованы вопросы транспортного потенциала. Всем известно, что прохождение высокоскоростной автодороги автоматически увеличивает валовой региональный продукт на 6-9 процентов. Это дополнительный источник благополучия и решения социальных вопросов.
И таких проектов, которые бы нас поднимали и показывали нам перспективы, может быть много. Возможно, стоит посвятить этому вопросу отдельную конференцию в рамках СНГ или ЕАЭС. Мы готовы в этом поучаствовать.
Я бы предложил рассмотреть вопросы экономического развития Российской Федерации как системообразующей нации в привязке к интересам тех стран, которые участвуют в наших интеграционных проектах. Если, скажем, речь идет о развитии Арктических регионов России, да еще связанных транспортной инфраструктурой с центрально-азиатскими регионами и Закавказьем, то это было бы интересно для всех, а не только для России. Это, во-первых, использование технологических ресурсов всех стран, а также поставка с юга сельхозпродукции, которой так не хватает на севере. Или высокоскоростные магистрали на территории России приведут к развитию транспортного потенциала всех. Это только несколько примеров, думаю, что обсуждение этой темы среди специалистов могло бы быть очень интересным. Я бы предложил подумать над этими практическими вещами. Если идеи окажутся интересными, мы готовы принять в них самое активное участие.
По окончании заседания Григорий Рапота ответил на вопросы журналистов.
Григорий Алексеевич, в этом году нам предстоит отметить юбилей Великой Победы. Какие мероприятия запланированы под эгидой Союзного государства?
Григорий Рапота: У нас два проекта - это Брестский мемориал и Ржевский мемориал Советскому солдату. Есть проект сотрудничества музеев, это сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне, им занимаются Музей Победы на Поклонной горе, Музей Победы в Минске и многие другие. Есть и другие мероприятия - там большой план, я сейчас на память не могу сказать.
На Ржевский мемориал требуется порядка 650 млн российских рублей. Из них 200 миллионов предоставил бюджет Союзного государства. Были ли проблемы с остальной частью?
Григорий Рапота: Нет, финансовых трудностей не возникало, 200 миллионов рублей Союзное государство предоставило сразу, остальные средства - это народные пожертвования. Этим занималось Российское военно-историческое общество. По последним данным, собранных сумм вполне хватит, чтобы завершить строительство.
Существуют ли проблемы с формированием бюджета Союзного государства? Ведь заседание Высшего Госсовета, на котором он должен приниматься, до сих пор не состоялось…
Григорий Рапота: Бюджет принят в рабочем порядке, у нас есть такой инструмент. И теперь мы работаем в рамках принятого бюджета.
Министерства связи России и Беларуси говорили, что уже осенью может быть отменен роуминг. Противоречия по "дорожным картам" как-то могут повлиять на этот процесс?
Григорий Рапота: Не вижу никаких противоречий. Я специально интересовался: идет системная работа двух министерств связи. Запланированные сроки пока остаются в силе. Сбои, конечно, могут быть. Но принципиального изменения позиций нет.
Союзное государство называют локомотивом интеграции в бывшем СССР. Какие интеграционные инновации оно может предложить коллегам из других объединений?
Григорий Рапота: Инновации - это создание нового продукта. У нас практически все союзные программы посвящены созданию новых продуктов. У нас постоянно в работе 10-12 программ Союзного государства, мы вместе создаем инновационный продукт. Это и есть наша инновация интеграции, мы готовы ею поделиться.
Полный текст - на сайте Постоянного Комитета Союзного государства.