Исследование, проведенное психологами из Корнеллского университета (США), показало: женщины, в отличие от мужчин, как правило, получают дружелюбную, но не совсем корректную обратную связь.
Эксперимент психологов Лили Джампол и Вивиан Зайас состоял из двух этапов. Вначале испытуемым показали отзывы менеджера на работу, которая не была должным образом выполнена. По характеру отзыва участники эксперимента должны были определить пол неэффективного сотрудника. В подавляющем большинстве случаев предположения были следующими: критикуемый человек - мужчина, если обратная связь была очень жесткой, но честной. Если отзыв был дан обтекаемо и в довольно дружелюбной форме, испытуемые видели в качестве адресата оценки женщину.
Во второй серии эксперимента психологи попросили участников оценить работу низкого качества. Чуть позже испытуемые узнали пол авторов работы, и им было разрешено скорректировать свой отзыв. Психологи отметили: если текст был от мужчины, в отзыве ничего не изменилось. Если автором работы была женщина, испытуемые, независимо от пола, значительно смягчили тональность своего суждения. При этом они были уверены в том, что дали честную оценку, ничего не приукрасив.
Безусловно, большинству людей неприятно критиковать неэффективного сотрудника или давать ему негативную обратную связь, особенно если приходится это говорить в лицо. И есть благородные мотивы, побуждающие смягчать грубые оценки и дипломатично обходить острые углы: например, не хочется причинять боль коллеге, не ставить под угрозу дружбу или отношения.
Не исключено, размышляют психологи, что "белая ложь", которую получают женщины, "соответствует социальной норме". По словам Джампол и Зайас, преувеличенные положительные отзывы женщины получают и от тех, кто хотел бы избежать обвинений в сексизме.
В любом случае психологи критически относятся к тому факту, что женщины получают менее честные, адекватные отзывы о своей работе. По их убеждению, искренняя обратная связь важна для успеха, даже если это иногда причиняет боль.