Новости

18.03.2020 11:49
Рубрика: Общество

История в деталях

В Ярославле восстанавливают редкие "машины Победы"
Девятого мая в параде на Советской площади в Ярославле примут участие автомобили, которые разрабатывались во время Великой Отечественной войны, а вышли в серию уже после Победы. Некоторые из этих легендарных машин сохранились в количестве нескольких экземпляров, а один тягач энтузиасты собирают вообще заново: на Ярославском автомобильном заводе, позднее ставшем моторным, таких машин в свое время было выпущено всего 483. Сейчас ярославцы делают 484-ю - через 60 лет после прекращения работы ЯАЗ.
Свежепокрашенное шасси будущего тягача ЯАЗ-221 занимает всю середину небольшой мастерской. Фото: Ирина Штольба Свежепокрашенное шасси будущего тягача ЯАЗ-221 занимает всю середину небольшой мастерской. Фото: Ирина Штольба
Свежепокрашенное шасси будущего тягача ЯАЗ-221 занимает всю середину небольшой мастерской. Фото: Ирина Штольба

Всю середину небольшой мастерской Ярославского политеха (ЯГТУ) занимает свежепокрашенное шасси будущего тягача ЯАЗ-221. Над ним работа почти закончена. Рядом - будущая кабина грузовика: студенты автомеханического факультета подгоняют по месту ее деревянные детали.

Точнее, не студенты это вовсе, а настоящий рабочий коллектив "автозавода". Тут есть и директор, и его зам, и главный конструктор с главным инженером. Всего человек восемь с первого и третьего курсов. Предложил воссоздать модель завода в вузовской мастерской руководитель проекта "Машины Победы" Андрей Лагузов - чтобы у каждого из ребят была своя конкретная задача и они выполнялись последовательно (при помощи преподавателей, конечно). И был, несомненно, прав.

- Это очень непростая работа - организационная, - признается директор студенческого "автозавода" Юрий Колмаков. - Накинуться всей толпой на машину и разобрать ее - это у нас получилось меньше чем за неделю, а вот дальше продумывать план работ, где достать или сделать нужные запчасти и так далее, - нелегко.

Седельные тягачи ЯАЗ-221 перестали выпускать в 1959 году. Производство их было передано из Ярославля на завод в Кременчуг, где с изменениями их делали вплоть до 1996 года. Кразовская машина и была взята за основу при воссоздании ярославского "Медведя", как называли эти грузовики из-за колоритного маскота на капоте в виде фигуры медведя. Ни одного аутентичного экземпляра найти не удалось - выпущенные в количестве 483 штук, эти тягачи, увы, "растворились" во времени и пространстве и давно, видимо, дошли до стадии металлолома. Так что происходящее в вузовской мастерской смело можно назвать автомобильной реинкарнацией. Кстати, мишка с капота (а это целый килограмм алюминия с электрополировкой) тоже будет воспроизведен "один в один", о его отливке договоренность уже есть.

Происходящее в вузовской мастерской смело можно назвать автомобильной реинкарнацией

Понять расположение узлов и деталей в уникальном ярославском тягаче помогают найденные в архивах чертежи, но они, к сожалению, не полные, поиск продолжается, поэтому что-то пока приходится додумывать по фотографиям, признаются автомобилестроители.

- Где находится один ресивер, точно знаем, второй ресивер виден на фотографии, а где третий стоял, пока неизвестно, - рассказывает об одной из многих "закавык" заведующий кафедрой двигателей внутреннего сгорания вуза Александр Павлов. - Мы можем, конечно, додумать, где он был, но наша задача - полностью восстановить исторический облик автомобиля, поэтому архивные поиски не прекращаем.

Зато двигатель, тоже ярославский, Андрей Лагузов нашел тот, что надо. У бывшего владельца он был на 30-летней консервации, а проще говоря - валялся где попало. Когда мотор завели и он издал первый мощный рык после многолетнего простоя, радости всех причастных к событию не было предела.

Поддержанный Фондом президентских грантов проект "Машины Победы" предусматривает восстановление десяти единиц техники. Есть среди них и те, что воевали на фронтах, приближая Победу, а есть и те, что в войну только проектировались. К числу первых относится редкая разновидность "Катюши" - базировавшаяся на шасси американских автомобилей International поставлявшихся по ленд-лизу. На такой, например, служил ярославец Михаил Николаевич Пеймер, в годы войны командовавший батареей реактивных установок "Катюша" 72-го ракетного полка 336-й дивизии и участвовавший в Сталинградской битве и освобождении Кенигсберга. Шасси International энтузиасты покупали в США - у нас их тоже уже не найти, потому что поставлено в СССР их было всего около 500 штук.

А вот многодетная приемная семья Румянцевых из Рыбинска, тоже ставшая участником проекта, сейчас восстанавливает, можно сказать, семейную реликвию - грузовик ГАЗ-63. На такой машине почти 30 лет отработала их бабушка. И хотя серийный выпуск 63-го ГАЗа начался в 1948 году, работа над ним велась до и во время войны, а потому автомобилем Победы он может считаться без малейших оговорок.

- Моя мама Людмила Момот пошла учиться на водителя вслед за братьями, - вспоминает хозяйка дома Светлана Румянцева. - Они ее с собой позвали, и она еще поначалу отказывалась, говоря, что не женское это занятие, а вышло так, что братья экзамен по вождению завалили и больше к баранке не прикоснулись, а она все сдала и стала первой женщиной-водителем и механиком в Рыбинске.

Кстати, рукастые парни из этой семьи (а детей, в том числе уже взрослых, у четы Румянцевых в общей сложности 28, и все - мальчики) вместе с отцом несколько лет назад уже восстановили УАЗ-кабриолет, и на нем в День Победы на парад приезжают рыбинские ветераны. Еще ребята отремонтировали полевую кухню, из которой, с гордостью рассказывает мама Светлана, можно накормить сто человек - агрегат уже опробован, гречу варили.

Сейчас работа кипит над "бабушкиным" грузовиком. Хотя это и массовая была машина, найти для нее комплектующие тоже оказалось непросто. Но директор "румянцевского автозавода" - сын Роман Румянцев - ничуть не сомневается, что к сроку все будет сделано, и на параде Девятого мая их ГАЗ-63 займет свое почетное место в строю других "машин Победы".

Мнение

Александр Ивнев, декан автомеханического факультета ЯГТУ:

- Работа над воссозданием тягача ЯАЗ-221 - это тот случай, когда ребята, не отрываясь от учебы, участвуют в производственном процессе, узнают и структуру завода, и технологии прошлых лет, а также современные, потому что здесь все совмещено. Кроме того, очень важно, что на этом примере происходит изучение исторического наследия. Ведь мало кто уже знает, что в Ярославле когда-то был автомобильный завод, выпускавший троллейбусы, автобусы, самосвалы и грузовики, от которых берут начало МАЗы и КрАЗы. Ребята изучают историческое наследие, пропагандируют его.

В регионах Общество История Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Ярославская область Ярославль