18.03.2020 13:14
    Поделиться

    В Петербурге показали антифашистские карикатуры

    В Музее политической истории России открылась выставка "Антифашистская сатирическая графика Второй мировой войны".

    Здесь представлено более 50 листов - плакаты, сатирические открытки, материалы из личных архивов художников, чье творчество во время Второй мировой войны справедливо было приравнено к фронтовым действиям.

    Особый раздел на выставке занимает серия работ датского художника Херлуфа Бидструпа. Его серия карикатур "Оратор", изображающая выступление бесноватого Гитлера, создана в 1936 году. Примечательно, что Бидструп тогда впервые услышал выступление фашистского фюрера по радио, вживую он его до этого не видел, но облик бесчеловечного безумца, задумавшего покорить весь мир, передан им с поразительной точностью. Более того: именно так стали изображать Гитлера впоследствии многие художники-карикатуристы.

    Творчество Херлуфа Бидступа вообще хорошо известно в нашей стране: во время войны он рисовал антифашистские карикатуры для нелегальной газеты датских коммунистов "Lang og folk". После войны - не раз становился гостем СССР и даже был удостоен Ленинской премии "За укрепление мира между народами". В Музее политической истории в Петербурге хранится порядка 500 работ Херлуфа Бидструпа, в том числе - уникальные.

    В жанре сатирического агитплаката работал Василий Власов. На выставке можно увидеть его замечательную графическую работу "Верные слуги Гитлера", нарисованную в 1941 году; многие мотивы из нее станут потом темами для отдельных плакатов. Судьба Василия Власова вообще очень интересна: в самую жестокую блокадную пору, в декабре 1941 года, он получил задание политштаба изготовить сатирические игральные карты для контрпропаганды среди фашистских солдат. Поразительно, но несмотря на все ужасы блокады (отсутствие воды, электроэнергии, отопления) эти карты были изготовлены.

    Игральные колоды на самолетах забрасывались в тыл противника, и наши войска, освобождая родину от захватчиков, потом находили их распечатанными в фашистских блиндажах. Значит, немецкие солдаты в них играли!

    Антифашистские сатирические рисунки, плакаты и карикатуры 1930-1940 годов - это не только подлинные документы своего времени, но и настоящие произведения искусства.

    Агитационные и сатирические выпуски художественного объединения "Боевой карандаш", действовавшего в Ленинграде даже во время блокады, графические листы московских художников, создававших "Окна ТАСС" - Ефимова, Кукрыниксов, Дени становились для измученного войной народа глотком воздуха, поводом для улыбки, вселяющей оптимизм: мы непременно победим.

    Плакаты рассматривали и читали в убежищах, цехах и госпиталях, посылали на фронт, передавали из рук в руки в окопах, прикрепляли к бортам танков, распространяли на кораблях Балтийского флота. Художник-плакатист Владимир Гальба не зря был причислен к личным врагам Гитлера. На выставке можно увидеть серию его сатирических работ "Цепные фашистские собаки", иллюстрирующую бесчеловечную мораль руководства Третьего рейха. Она не раз воспроизводилась в виде набора открыток.

    Отдельного внимания заслуживают плакаты, представляющие собой настоящие антифашистские комиксы - "Аттестат зверости", например, или "Юный Фриц", исследующие социально-психологические корни возникновения фашизма.

    Тем временем

    К сожалению, из-за коронавируса музей, как и многие другие, временно закрыт. Но познакомиться с экспонатами выставки можно на его сайте: http://www.polithistory.ru/

    Поделиться