Поделиться

    В СПбГАСУ разработали проект креативного парка в Гатчине

    90 миллионов рублей получит Гатчина от Минстроя на создание "Аэропарка" - парка принципиально нового формата возле спальных кварталов города. Этот проект победил на Третьем Всероссийском конкурсе проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Архитектурно-дизайнерскую часть концепции разрабатывала группа преподавателей и студентов СПбГАСУ. О том, какие идеи были предложены Гатчине и в чем особенность комфортной среды в небольших населенных пунктах, рассказал доцент кафедры дизайна архитектурной среды СПбГАСУ Александр Демин.
    Пресс-служба СПбГАСУ

    Что такое гатчинский "Аэропарк"?

    Александр Демин: В Гатчине есть микрорайон, который местные жители называют "Аэродромом". В начале ХХ века здесь появился первый в России военный аэродром. С 60-х годов прошлого века эту площадку начали использовать для сельскохозяйственной авиации. А потом по соседству началась жилая застройка, и аэродром прекратил свое существование Жилой массив рос, сейчас только в этой локации проживают около 20 тысяч человек, а на месте аэродрома выросли самосевные деревья, периодически здесь возникают мусорные свалки. Конечно, живущие по соседству люди хотят, чтобы территория преобразилась. Для этого многое делалось и раньше, например, в данной локации построили торговый комплекс, бассейн, ФОК. Но среда осталась прежней, там нет грамотной трассировки пешеходной сети, велодорожек, мест для отдыха местных жителей. В общем, администрация Гатчинского района обратилась к нам, и мы создали концепцию для данной территории.

    Что вы предложили?

    Александр Демин: Проект получился многокомпонентный. В частности, администрация Гатчины подключила экономистов, они делали расчеты по этой территории, выясняли, чего ей не хватает для дальнейшего развития. Так, была предложена активизация первых этажей, в частности, создание сети уличных кафе, развитие сервисной экономики. Было предложено использовать полуразрушенные авиационные ангары, которые до сих пор остались на территории. В эту локацию пришел арендатор, он занимается авиацией. Предложено сохранить ангары и открыть в них музей истории военной авиации. Возникла идея создать зону развлечений, в частности, построить аэротрубу и тематическое кафе. В качестве активизации общественных зон предложено создать сеть вело- и прогулочных дорожек, а также сделать эту среду доступной для маломобильных граждан.

    Визуализация музея истории военной авиации. Фото: Пресс-служба СПбГАСУ

    Как шла работа над проектом и как к вашей идее отнеслись местные жители?

    Александр Демин: В нашей команде было десять человек, шестеро из них - студенты. Студенты у нас отвечали за визуализацию. Но надо понимать, что это пока только концепция. Детальная разработка проекта с точными сметами и материалами еще только предстоит, и, конечно, если нам поручат разработку проектной документации, то заниматься ею будут профессионалы. С местными жителями мы встречались на публичных слушаниях, проводимых администрацией и специалистами по соучаствующему проектированию, отвечали на их вопросы. В целом наш проект люди воспринимали положительно, и когда мы отправили материалы на конкурс, за нас болели, это было приятно. По условиям конкурса на реализацию проекта отводится не больше двух лет, так что скоро гатчинцы получат новый парк.

    Насколько актуальна тема комфортной городской среды в малых городах? Ведь зачастую там проблемы возникают даже с асфальтированием улиц.

    Александр Демин: Комфортная среда важна везде - и в малом городе, и в мегаполисе. Важно, что сейчас все больше глав муниципалитетов это осознает. Главные проблемы здесь, конечно, это скромные бюджеты и небольшое количество предприятий. Но в малых городах живут люди, и у них есть потребность в каких-то новых активностях. Они тоже хотят иметь общественные пространства, комфортную среду, локации, где можно прогуляться. Комфортная среда способна как-то притянуть людей, дать новые точки роста для малого бизнеса. Но при этом комфортная среда - это не панацея, она не сможет кардинально решить проблему местности, например, нельзя таким образом предотвратить отток кадров, если закрылось градообразующее предприятие. Комфортная среда позволяет сделать то или иное место на карте особенным.

    Это как? Вспомнить историю?

    Александр Демин: Чаще всего так и происходит. Мы работаем с разными проектами, ищем в архивах материалы, связанные с местностью, исторические названия, события. Но, к сожалению, не все города или поселки могут похвастаться богатой историей. Бывало так, что птицефабрику строили в чистом поле и рядом с ней возникал рабочий поселок. Но мы все равно ищем. Находим краснокнижные растения, природные памятники - и все это ложится в основу концепции комфортной среды и тепло принимается местными жителями. Дело в том, что людям важно идентифицировать свою малую родину как особенное место. Если в поселке стоят несколько домов и главная достопримечательность - сетевой супермаркет, то жить в таком населенном пункте людям тяжело, он становится депрессивным. И дело не в экономике - сама по себе усредненная среда давит. Мы помогаем людям понять, что они живут не в среднестатистическом поселке, каких тысячи, а в уникальном месте, у которого есть свои особенности. И выявление местной самобытности - это одна из наших главных целей.

    Визуализация рекреационной и коммерческой зон парка. Фото: Пресс-служба СПбГАСУ
    Поделиться