18.03.2020 10:46
    Поделиться

    Власти Симферополя замаскировали реконструкцию моста под капремонт

    Власти Симферополя сообщили об очередном переносе срока окончания капитального ремонта аварийного моста через реку Салгир на улице Гагарина. На этот раз открыть важнейшую городскую магистраль планируют в конце апреля. Ремонт стоимостью 43 миллиона рублей хотели провести за две недели, но он растянулся на долгие пять месяцев. В чем причина строительного коллапса, попытался разобраться корреспондент "РГ".
    Илья Изотов/ РГ

    Движение автомобилей перекрыли 30 ноября 2019 года, пообещав в кратчайшие сроки, к 15 декабря, завершить ремонт. Эта дата была выбрана неслучайно, поскольку 25 декабря началось движение поездов дальнего следования через железнодорожный вокзал Симферополя. И чтобы пассажиры могли быстро добраться до него, объект должны были сдать в эксплуатацию без проволочек.

    Но после снятия асфальтового покрытия моста оказалось, что его балки "находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют замены". А поскольку заказ и изготовление новых балок - процесс длительный, открытие объекта перенесли на март 2020-го. Когда же большую часть из 28 железобетонных изделий отлили на Усть-Лабинском заводе, строители выяснили, что и опоры требуют ремонта, а значит и времени на него.

    - Мост построен в 1961 году,- объяснил генеральный директор компании-подрядчика Алексей Борисов. - Балки отливались на месте, при этом не использовалась напряженная арматура. Фактически опалубка для изготовления балок была самодельная - сбитая из досок. Они сильно разрушились, арматура в них сгнила. По новым ГОСТам старые типовые балки использовать на этом мосту нельзя, поэтому пришлось заказывать новые соответствующего образца. Ригель также оказался в неудовлетворительном состоянии.

    Тем не менее у многих горожан возник вопрос: почему обо всем этом стало известно лишь на стадии демонтажа его конструкций, и вообще - заказывала ли администрация Симферополя экспертизу, которая, как подсказывает здравый смысл, должна предшествовать любым масштабным строительным работам?

    Оказывается, по заказу администрации предпроектное обследование проводило ООО "ТВС-Крым", которое в качестве генподрядчика привлекло малое инновационное предприятие "Научно-исследовательский центр мостов и сооружений" (Москва). В техническом отчете, подготовленном по результатам предпроектного обследования, говорится, что "долговечность сооружения снижена из-за дефектов и повреждений мостового полотна (системы водоотвода, гидроизоляции и деформационных швов), недостаточной толщины защитного слоя нижней поверхности плит проезжей части, а также дефектов в элементах опор и пролетных строений". Суммарно сооружение изношено на 40,85 процента, что свидетельствует о "необходимости капремонта".

    - Таким образом, проектировщики изучили и задокументировали все повреждения, в том числе и опор моста, - считает депутат Симферопольского городского совета Вячеслав Кондратьев. - Но в итоге почему-то приняли решение не о замене изношенных конструкций, а об их капремонте. По результатам обследования составили смету работ, которой и руководствовался подрядчик. Но при капремонте любой строительной конструкции или объекта всегда всплывают дополнительные работы, порой кардинально меняющие первоначальную смету. В Крыму уже десятки объектов ФЦП (детсады, больницы и другие объекты), где проектировщики "не угадали" с фундаментами.

    В Службе строительного надзора РК корреспонденту "РГ" пояснили, что после предпроектного обследования должны были проводиться проектно-изыскательские работы, подготовка проекта реконструкции, его экспертиза и, наконец, заключение контракта с подрядчиком. Но, видимо, из соображений экономии бюджетных средств чиновники муниципалитета решили пойти более простым путем. И такая схема сработала при капремонте моста через Салгир на улице Толстого. А вот мост на улице Гагарина превратился в очередной долгострой.

    - Главная ошибка - маскировка реконструкции под капремонт, - считает член Союза архитекторов Крыма Максим Пивоварчик. - Отсюда и все беды. Так уходят от экспертизы проектной документации и сокращают сроки разработки и согласования проекта. В Градостроительном кодексе РФ это противоречие уже урегулировано, и при прохождении экспертизы сметной стоимости обязательно должна проверяться проектная документация, но в Симферополе чиновники продолжают толковать его по-своему. Геологические изыскания и обследования фундаментов моста не проводились. Сейсмику тоже не учитывали, потому что капитальный ремонт мостового сооружения не относится к разряду работ в сложных инженерно-геологических условиях. В то же время, согласно результатам обследования, требуется увеличение грузоподъемности моста, и эти работы по пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ подпадают под понятие "реконструкция". Но экспертиза проверяла только смету строительства, а техническая часть до нее не дошла. Стоит ли ездить по таким мостам после "капитального ремонта" - каждый решает сам.

    Как отмечают эксперты, непонятно, на основании какой документации подрядчики сейчас заказывают новые конструкции и ремонтируют старые, бетон какой марки при этом используется, и учитывает ли он потенциальные нагрузки.

    - Уже отлит новый железобетонный ригель, и теперь в течение двух недель он должен набрать нормативную прочность, - сообщила мэр Елена Проценко. - Но работа в это время не остановится. Будем приводить в порядок пешеходную зону и ограждения. Затем подрядчик приступит к установке балок перекрытий. Мы приложим все усилия, чтобы 20 апреля движение открыли.

    28 новых балок для разобранного моста уже завезли. Фото: Илья Изотов/ РГ
    Поделиться