Живое олицетворение русского характера, воплощение русского и европейского типа красоты одновременно, она родилась в семье кадрового военного - а значит, семье кочевой. И место ее рождения - Таджикистан. В красоте этой намешано много чего: мать - наполовину латышка, на четверть - полька. А кочевое ее детство перебрасывало будущую звезду из Тбилиси на Чукотку и Камчатку, а оттуда, с края земли русской, - в самую ее сердцевину - в Великие Луки, где она и закончила среднюю школу. Мечтала об авиастроении и поехала в Москву поступать в МАИ, но непонятно как оказалась принятой сразу в два театральных вуза - ГИТИС и "Щуку" - знаменитое училище имени Бориса Щукина. Его и окончила, став актрисой Вахтанговского театра. Но и потом на месте не сиделось - разрывалась между Москвой и Ленинградом, играла и в Театре Советской Армии в одной столице ("Маскарад", "Идиот", "Платонов") и в Александринском театре - в другой ("Дети солнца", "Иванов").
Награждена немыслимым количеством государственных знаков отличия, премией международного фестиваля в Сан-Себастьяне, а после выхода фильма "Журавушка" читатели журнала "Советский экран" назвали ее актрисой года.
Первым в кино Чурсину заметил Лев Кулиджанов - снял в маленькой роли Зои в фильме "Когда деревья были большими" 1961 года - это была одна из первых кинокартин нового "оттепельного" советского кино. Потом снял Станислав Ростоцкий в военном фильме "На семи ветрах". Там было много красивых женщин, - в наше кино тогда актрис отбирали, чтобы были красивыми и достойно представляли поколение современниц. Высокая, статная Чурсина в этот ряд вписывалась превосходно, но ни создатели фильма, ни зрители ее пока особо не выделяли.
Но все изменилось, когда она появилась уже в главной роли крепкой донской казачки с независимым характером в фильме Владимира Фетина "Донская повесть" по Шолохову: и вот тут по опросу массового киножурнала "Советский экран" Чурсина с места в карьер заняла вторую строчку рейтинга лучших актрис года. Так что настоящую путевку в большую кинематографическую жизнь ей дали легендарная студия "Ленфильм" и ее будущий муж режиссер Владимир Фетин. В этом фильме ее партнером был великий Евгений Леонов - что для молодой актрисы само по себе было превосходной школой.
Небольшую, но роскошную роль подарил ей очень хороший детективный фильм режиссера Герберта Раппапорта "Два билета на дневной сеанс" - "Инки-эстонки", подруги бандита Сиротина, которой герой (замечательный Александр Збруев) помогает вырваться из мира криминала к нормальной жизни. Вначале она - "Мэрилин Монро, у меня тот же номер лифчика!", она самоуверенна и вульгарна, но ее ослепительная красота словно априорно отметает от нее наносную грязь. В финале она нежно прижимается к плечу своего супруга, и этот короткий кадр почему-то врезался в память до деталей - кадр, логически завершающий эту душеспасительную историю и близкий к тому, что зовут катарсисом.
Ее "иностранная" внешность понадобилась и в фантастическом фильме Евгения Шерстобитова "Туманность Андромеды", где она снова сыграла, сущности, эпизод - роль врача Лумы Ласви (тоже предположительно эстонки), но замороженность всех персонажей, которые должны были изображать коммунистическое будущее, не давала актрисе шансов сыграть что-то живое. Как, собственно, и всем, кто там снимался.
Но тут открывший актрису зрителям Владимир Фетин позвал ее на заглавную роль в фильм "Виринея", где она оказалась на одной съемочной площадке с актерами класса Олега Борисова, Анатолия Папанова и того же Евгения Леонова. Ее героиня - всеми отвергнутая, ненавидимая односельчанами красавица Вирка - в первые годы советской власти обретала веру в людей и искала свой путь в новой стране. И снова космическая красота актрисы как бы изначально сигнализировала зрителям о том, какая богатая, но до поры не проявленная жизнь бушует под этой оболочкой - красота как защита от наветов, как путеводная звезда, зовущая лучше узнать и понять человека. Средоточие земных соблазнов в начале фильма, само воплощение женского начала, загадочная и неприступная, она по ходу фильма раскрывала глубины своей натуры и находила свое место в развернувшихся социальных баталиях.
Фильм "Журавушка" Николая Москаленко (1968) принес актрисе приз фестиваля в Сан-Себастьяне за лучшую женскую роль. По сюжету это был вариант прошумевшего в годы войны стихотворения Симонова "Жди меня, и я вернусь…" - героиня фильма упорно ждет с фронта своего пропавшего мужа, и не представляет себе без него жизнь. И снова сам облик Чурсиной словно вбирал в себя лучшие качества русского женского характера, продолжая тему, заданную Некрасовым в его знаменитой поэме. Характер цельный, сильный, исполненный внутреннего света и убежденности в своей нравственной правоте.
Людмила Чурсина за свою жизнь в искусстве переиграла множество самых разноплановых ролей. Широкой публике она полюбилась по своим работам в кино: костюмным историческим картинам типа "Угрюм-реки", "Приваловских миллионов" и "Демидовы" уральского режиссера Ярополка Лапшина (в последнем она была императрицей Екатериной I). Ту же Екатерину I сыграла у Александра Митты в ироническом "Сказе про то, как царь Петр арапа женил". Была знойной испанкой в байопике немецкого режиссера Конрада Вольфа "Гойя, или Тяжкий путь познания". Переносилась в VI век в фильме "Русь изначальная" Геннадия Васильева. Играла супругу Льва Ландау задолго до скандального "Дау" - в картине 2008 года "Мой муж - гений"… А вот ее сценические работы известны только театралам - но среди них и Анна Каренина, и Настасья Филипповна, и баронесса Штраль, Екатерина Великая и королева Элинор Аквитанская, даже сама Смерть в спектакле "Так, которую не ждут" по пьесе Алехандро Касоны.
Катаклизмы, случившиеся с нашим кино на сломе веков и общественных систем, ее почти не коснулись: Людмила Чурсина играла по несколько ролей в год, озвучивала на русском языке Жанну Моро и Элизабет Тейлор, и сегодня по-прежнему активно снимается и в кино, и на ТВ. "Каким бы ты ни был знаменитым, а каждая новая роль - это экзамен", - утверждает она и к каждой - большой или маленькой - относится очень серьезно.
В конкурсе фестиваля "Дубль дв@" зрители увидят Людмилу Чурсину в роли знаменитой актрисы, которая пожертвовала искусству всю свою жизнь и все, что для других составляет смысл жизни. Потому что путь актрисы - это действительно особый путь: ее собственная судьба растворяется в сотнях сыгранных ею судеб, им отдана целиком и без остатка.