Такой торжественной тишины не было еще ни на одной премьере. Приглушенный блеск золота многоярусного александринского зала, глубина и мощь черной сцены, вынужденное отсутствие публики, творческая сосредоточенность, чувство сопричастности к происходящему, каждого из присутствующих в театре создали особую энергию, атмосферу мистериальности происходящего.
В зале на самых высоких ярусах было от силы человек десять, но спектакль смогли увидеть миллионы зрителей в онлайн-проекте "Большой эфир" в приложении "Триколор Кино и ТВ" и через спутник.
Конечно, премьеру планировали сыграть совсем иначе. Но меры противодействия распространению коронавируса, и в их числе запрет на посещение театров публикой изменили ситуацию, расширила аудиторию, изменили форму присутствия зрителей на спектакле. И будто бы сам рок окончательно обнажил суть этого радикального, экстремального текста Хайнера Мюллера.
В свое время Хайнера Мюллера (1929 -1995) - немецкого драматурга, крупнейшее лицо немецкого театра после Бертольта Брехта, не только награждали самыми престижными литературными премиями, но и запрещали в ГДР, а в СССР так и вовсе не ставили. Автора, в частности, обвиняли в историческом пессимизме.
После нового спектакля Теодороса Терзопулоса стало окончательно ясно, что суть драматургии Мюллера никак не политика. Это особая философия трагедии, в чистоте своей равная трагедии архаической. В этом рассуждении обращение Терзопулоса, ведущего мастера интерпретации основополагающих принципов древнегреческой трагедии на современной сцене, вполне закономерно. В ритмизованной прозе "Маузер" описывает судебный процесс, где, подобно античной драме действуют Герой и Хор. Герой дрался "на фронтах Гражданской войны", "раздавал смерть в городе Витебске Врагам революции", он убивал ради революции, и теперь должен умереть ради нее.
На сцене круглый подиум, и врезающийся в него острая, высокая трибуна. Мишень и дуло, земля и высота. Спектакль начинается с невнятного гула, с шепота взроптавшего человека, уставшего убивать. В центр круга выходит молодой человек (артист Николай Белин). Постепенно героев становится больше. Пять рельефных скульптурные торсов, слаженный поток ритмизованной прозы, создают единое пластическое тело спектакля и выводят сюжет на уровень трагедии универсального человека. Человека без имени и без личности, но оказавшегося на краю своей судьбы, вступившего в диалог с мироустройством. Это прекрасная ансамблевая работа молодых артистов Александринского театра.
Во многих из своих пьес Хайнер Мюллер обращается к сюжетам мировой литературы. "Маузер" - не исключение. Радикальная вариация на тему романа Михаила Шолохова "Тихий Дон", эпизод из Второй книги романа, описывающий службу Бунчука в Революционном трибунале Донского ревкома. В пьесе слышны также и мотивы "Конармии" Исаака Бабеля. А звучащее в пьесе название города Витебска - это любое место Земли, где случилось насилие ради идеи.
Спектакль Теодороса Терзопулоса, не взирая, на присутствующие на сцене фотографии реальных героев ушедшего века, далек от историзма. Он не о гражданской войне и не войне вообще. На авансцене выстроен ряд пустой обуви, а над сценой поднимается крест из плащей цвета хаки - и это конечно метафора жертв политических и военных катастроф. Но спектакль о другом.
Он об обращении человека к себе, он о суде человека над собой, он о мольбе к Богу. Он о несовместимости насилия с духовной природой человека.
Спектакль развивается в нескольких плоскостях. Есть трибуна высшего суда, не принимающего оправданий и объяснений, трибуна равнодушия богов. Здесь на самой высокой точке Судья (Елена Немзер), непререкаемый оппонент Героя, но в финале и она принимает на себя общую судьбу человека. Под авансценой, в оркестровой яме Инспектор (в этой роли Игорь Волков) и женский Хор. Развивающийся рефренами текст Хайнера Мюллера в этой плоскости наполняется идеологической логикой. И наконец, в самом зале, в амфитеатре есть зона, где действует другой герой. В отличие от универсального Героя на сцене, это человек с возрастом и читающейся биографией. Первый обвиняемый - Николай Мартон. Рядом с ним - мужской хор. Николай Мартон ведет свою роль в широком диапазоне, от драмы страха смерти маленького человека к эксцентрической фигуре обвинения искажения человеческой природы.
"Маузер" Терзопулоса - это один из редких примеров высокого поэтического театра, и еще более редкий пример монодрамы на современной сцене, со многими действующими лицами, но с одним героем. Этот Герой - человек, не желающий превращаться в машину, погрязший в убийстве, но отрицающий смерть. Реальные и метафорических приметы жертв войн и репрессий здесь - документальное обоснование острой необходимости этого обращения.
В эпилоге человек из Хора (Иван Супрун) идет по центральному проходу партера и откуда-то из горла артиста звучит немотствующий стон, в котором с трудом, но начинают угадываются слова "Научи меня, Боже, любить". В пустом зале отклика эти слова не находят. И потому звучат еще трагичнее. Но все надежду на прозрение человека оставляют. Парадоксально, но "Маузер" в Александринском театре, оказывается, не трагедией гуманизма, а гимном ему.
Международный проект "Русские сезоны" Министерства культуры РФ запустил на официальном сайте бесплатный онлайн-сервис Stay home with Russian Seasons, где каждую неделю будут показывать театральные постановки, концерты, балетные спектакли, кинофильмы. Виртуальный сезон открыла запись концерта Большого симфонического оркестра имени Чайковского Владимира Федосеева.
"Для такого крупного международного зарубежного российского проекта в сфере культуры нынешняя ситуация тоже вызов, - говорит генеральный директор АНО "Русские сезоны" Алексей Лебедев. - Мы перенесли 100 процентов мероприятий с марта и апреля 2020 года на более поздний срок (в этом году "сезоны" проходят во Франции, Бельгии, Люксембурге), но не остановились на этом. Чтобы обеспечить доступ к культурному контенту из России для всех желающих и продолжить наш марафон, мы запустили онлайн-сервис Stay home with Russian Seasons". По его словам, на призыв предоставить видеоматериалы для трансляций откликнулись Александринский театр, Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Юрия Башмета, Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, проект "Кинопоэзия" и многие другие.
25 марта в 19.00 по московскому времени - зрителям представят ораторию "Андрей Рублев" в исполнении Московского Синодального хора, симфонического оркестра Voce Anima и хора Московского Богоявленского кафедрального собора в Елохове. А в пятницу, 27 марта, покажут подборку лучших танцев Государственного академического заслуженного ансамбля танца Дагестана "Лезгинка".