Директор Российской государственной детской библиотеки (РГДБ) Мария Веденяпина получила премию президента за вклад в развитие детского и юношеского чтения, а также за популяризацию детской литературы.
На каких проектах сейчас сосредоточена библиотека?
Мария Веденяпина: Конечно, из-за известных событий библиотека ушла в онлайн. В рамках Недели детской книги, например, на нашем сайте и в Инстаграме постоянно публикуются выступления детских писателей и поэтов. И хотя сам праздник книги перенесли на осенние каникулы, читателей мы не бросаем. Даем и лекции, и консультации, уже готовы даже проводить онлайн-квест. А если говорить о планах, то это конечно принятие на государственном уровне программы поддержки детского и юношеского чтения. Важно, чтобы книги доходили до самых отдаленных регионов страны. Все дети имеют право на доступ к хорошей современной литературе. Но издания, к сожалению, зачастую можно найти только в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках, дальше их просто нет.
Выставки пока тоже поставили "на паузу"?
Мария Веденяпина: У нас буквально накануне карантина открылась выставка к 100-летию Джанни Родари. Пока она представлена в формате фотоэкскурсии на сайте РГДБ и на портале Культура.РФ. Ужасно жалко, конечно, что детей нет! Но в сентябре мы ее повторим.
Теперешние дети все-таки читают или нет?
Мария Веденяпина: Дети читают. Другое дело, чем старше они становятся, тем больше уходят от книг. Наша задача - сделать чтение желанным занятием, но не обязанностью. И еще раз повторюсь - очень важно дать детям доступ к литературе, саму возможность читать.
Что для вас эта премия?
Мария Веденяпина: Некое признание того, что мы - детское чтение, детская литература - все-таки идем правильной дорогой. Думаю, это позволит нам совершенствоваться и дальше.
За вклад в развитие отечественного хореографического искусства премией президента отмечена Ольга Смирнова. Это главное имя, открытое балетом в 2010-х. Став солисткой Большого театра, она стремительно преодолела путь до самых заветных ролей классического репертуара, стала музой хореографов и освоила статус приглашенной звезды ведущих западных балетных компаний.
Смирнова пришла в труппу Большого театра в 2011 году, сразу после окончания Академии русского балета имени Вагановой в Петербурге. К тому моменту ученица Людмилы Ковалевой, вырастившей Диану Вишневу, уже участвовала во всех значимых выступлениях и гастролях АРБ, победила на престижном конкурсе "Михайловский Гран-при" и получила приглашения на работу от крупнейших театров. Она выбрала Большой. Ее первая роль - партия Феи Сирени в премьерной серии "Спящей красавицы" в редакции Юрия Григоровича.
Высокая, пропорционально сложенная, обладающая редкой красоты линиями и сценическим магнетизмом, Смирнова концентрировала на себе внимание даже во второстепенных партиях, а уже к концу первого профессионального сезона стала обладательницей ведущего репертуара: "Баядерки", "Дочери фараона", а также "Бриллиантов" и "Изумрудов" Баланчина, Dream of Dream финского хореографа Йормы Эло. Тогда же она приняла участие в первом проекте телеканала "Культура" "Большой балет" и стала лучшей балериной шоу.
В премьерной серии "Ивана Грозного" Юрия Григоровича исполнив роль Анастасии, балерина заявила о себе как о неординарной актрисе. Дебют Смирновой в партии Одетты-Одиллии ("Лебединое озеро") вызвал международный резонанс: ради нее в Москву приехал старейший британский критик Клемент Крисп. Потом началось сотрудничество с Американским, балетным театром, Мариинским театром и балетом Венской оперы.
Особенно важными оказались для Смирновой встречи с хореографами Джоном Ноймайером и Жан-Кристофом Майо. Первый доверил ей роль Маргариты Готье в российской премьере своей "Дамы с камелиями" и заглавную партию в совместной постановке Гамбургского балета и Большого театра "Анна Каренина". Второй, увидевший в Ольге гротескные, саркастические ноты, доверил ей сначала Бьянку в мировой премьере "Укрощения строптивой", а потом представил ее Красавицей в одноименном балете по мотивам "Спящей красавицы".