25.03.2020 21:18
    Поделиться

    Почему онлайн-учеба забирает силы и нервы, но повышает КПД

    Онлайн-формат забирает силы и нервы, зато повышает КПД
    Онлайн-формат, по мнению экспертов в цифровом образовании, забирает силы и нервы, зато повышает КПД. Заведующая лабораторией инновационных средств обучения русскому языку Института Пушкина Мария Лебедева объяснила, почему так происходит.
    EPA

    "В аудитории преподаватель и студенты видят друг друга, получают взаимные вербальные и невербальные сигналы, - цитирует специалиста пресс-служба вуза. - Преподаватель-профессионал в своем предмете умеет общаться со студентами в "расслабленном ключе": задать вопрос и сразу получить ответ. Перед экраном компьютера люди более сфокусированы, но не получают поддержки, которая возможна в очном формате: не происходит обмена взглядами, обмен энергией также устроен иначе".

    Проводя занятие на "удаленке", педагог делает сразу несколько дел: рассказывает материал, задает упражнения, следит за вопросами в чате, помогает студентам устранять технические неполадки. "Получается, что преподаватель - это многорукий Шива, который должен все делать одновременно, и это бывает довольно сложно", - замечает Мария Лебедева.

    К тому же в аудитории, читая лекцию, можно встать и походить, чтобы размяться. А вот перед экраном это сделать не получится, во всяком случае, исчезнувший с экрана лектор вызовет посторонние вопросы.

    "Для студентов работа в онлайне - не меньшая психологическая нагрузка. Мои студенты говорили, что это стресс, они боялись, когда у них что-то не получалось включить или сделать", - рассказывает Лебедева.

    Но есть и явные плюсы онлайн-занятий. Например, преподаватели в один голос утверждают, что чувствуют большую вовлеченность студентов, вырастает КПД. Впрочем, это может быть и временным эффектом.

    Во время очных занятий наблюдается "эффект потока": "Я ничего не понял, но подсмотрел за другими и сделал все правильно". При онлайн-занятиях помощи сообщества значительно меньше

    Педагоги отмечают, что во время очных занятий наблюдается "эффект потока": "я ничего не понял, но подсмотрел за другими и сделал все правильно" или "я просто отсиделся, меня не спросили - ничего страшного".

    "При онлайн-занятиях вот этой помощи сообщества значительно меньше, потому что каждый остается наедине с заданием, которое нужно выполнить. Прозрачность образования в онлайне значительно выше: отсидеться, списать не получится. Возрастает индивидуальная ответственность, индивидуальная нагрузка на каждого", - считает эксперт.

    Мария Лебедева дает несколько советов педагогам, как организовать онлайн-уроки. К примеру, нужно озаботиться тем, какой фон будут видеть студенты: ваши фотографии или заваленный вещами диван будет серьезно отвлекать: "Фон должен быть нейтральным, чтобы было как можно меньше отвлекающих факторов для студентов, освещение - хорошим, одежда удобной, но официальной, а кресло комфортным... И обязательно имейте рядом с собой воду, потому что нагрузка на связки онлайн-преподавателя очень большая", - рекомендует специалист.

    Чтобы все прошло как можно более гладко, нужно заранее связаться со студентами и узнать, какими девайсами они располагают. "Если мы понимаем, что студенты будут заходить с телефона, значит, нужно выбрать платформы, которые будут хорошо работать именно с телефона", - объясняет преподаватель.

    По мнению специалиста, во время онлайн-урока может быть много отвлекающих факторов, поэтому нужны правила, чтобы группа могла эффективно взаимодействовать. "Попросите студентов отключить уведомления на телефонах, положить телефоны экраном вниз, закрыть все сторонние вкладки", - советует Мария Лебедева.

    Поделиться