За основу был взят опыт Финляндии, где дома для инвалидов строятся по специальному проекту. В Петербурге это стало возможным благодаря трехстороннему сотрудничеству: администрации города, одной из крупнейших строительных компаний и общественной организации, объединяющей родителей детей-инвалидов, - ГАООРДИ.
На практике это выглядит так: строительная компания возвела и полностью оборудовала трехэтажные здания, предназначенные для проживания людей с ограниченными умственными и физическими возможностями, и передала его в безвозмездное пользование общественной организации, которая, в свою очередь, обеспечивает необходимое социальное обслуживание, причем социальные услуги компенсируются из бюджета города по определенным тарифам. Что касается обычных для любого дома услуг - коммунальных, то их жители дома оплачивают, как и все остальные петербуржцы. В месяц выходит примерно 1700-3000 рублей (в зависимости от сезона) с проживающего.
Заходим внутрь второго дома. Он построен с учетом поправок, которые набрались за время работы первого дома. Например, во втором доме уже есть специальное место для мытья инвалидных колясок. Проживают в доме 19 человек обоего пола. Возраст - от 18 до 50 "плюс", причем "плюс" со временем будет расти: дом рассчитан на пожизненное проживание. В здании три квартиры (одна пятиместная, две семиместные). Некоторые обитатели - бывшие воспитанники детского дома, но большинство - домашние, из семей. Отметим, что главной задачей проекта и была помощь петербургским семьям, в которых есть ребенок-инвалид, но в которых уход за ним затруднен - в силу возраста родителей (или опекунов), наличия заболеваний. Собственно, рано или поздно все родители детей с ограниченными возможностями, осознавая, что не вечны, что после их ухода взрослый сын или дочь не смогут проживать без посторонней помощи, задумываются о дальнейшей судьбе своего выросшего ребенка. Стандартный вариант - психоневрологический диспансер (ПНИ). Теперь появилась новая возможность: дом сопровождаемого проживания, в котором оказывается психологическая, социальная помощь и помощь по уходу - круглосуточно. При этом взрослый ребенок сохраняет за собой все права на родительскую жилплощадь.
Одна из проживающих - Наталья Дмитренко, работающая здесь же администратором, выпускница детского дома, - показывает квартиры. Наталья - инвалид-колясочник, и, следуя за ней, понимаешь, насколько продумана инфраструктура именно для такой категории инвалидов.
Итак, квартира. Огромная гостиная-столовая, совмещенная с кухней. Два холодильника, обеденный стол, диваны, телевизор. Готовит социальный работник, но ребята активно ему помогают. Вопросы с меню решают сами жильцы, они же с удовольствием ходят вместе с соцработником за продуктами. На продукты ребята сдают определенную сумму.
Из гостиной двери ведут... в квартиры проживающих. Ибо называть помещения комнатами - неправильно. У каждого своя квартира, с входной дверью и "глазком", прихожей, санузлом, комнатой, застекленным балконом.
- Очень не хотелось переходить в ПНИ. Когда предложили вариант дома сопровождаемого проживания - сразу согласилась. Здесь у тебя "свои квадратные метры", ты сама себе хозяйка. Чувствуешь себя более самостоятельной. Живем дружно, персонал - замечательный. А знаете, у нас хоть и есть замки на входных дверях, мы ими не пользуемся. Не от кого прятаться, - рассказывает Наталья.
Днем жильцы ездят в реабилитационно-досуговые центры для инвалидов, кто-то работает (обычно - по городской программе квотируемых рабочих мест для инвалидов). Кто-то идет заниматься в близлежащие специализированные мастерские (они открыты неподалеку с помощью строительной компании). Основное направление -сувенирная продукция. Важно, что для того, чтобы подопечные лучше интегрировались в социум, организованы совместные мероприятия с жителями микрорайона.
- Не буду скрывать: сначала к нам жители настороженно относились, а теперь с удовольствием ходят на совместные мероприятия. Слышу такие предложения от жителей: "Умею печатать на футболках. Давайте проведу у вас мастер-класс". Пожалуйста: мы открыты для сотрудничества,- поясняет Евгений Мирмович, руководитель мастерских.
- Дом сопровождаемого проживания - замечательный проект. Недавно отдала сюда свою дочь, и теперь спокойна за ее дальнейшую судьбу. Вижу, что ей здесь нравится. Родители ребят очень довольны, - выразила общее мнение Елена Щербина, мама одной из проживающих.
Как пояснила Елена Осипова, директор службы сопровождения, проект домов сопровождаемого проживания будет продолжен. На очереди третий такой дом.
Петербургским опытом заинтересовались в регионах. Возможно, вскоре в других городах будет внедряться такая система.