О том, что уникальный медицинский реабилитационный центр планируют построить к 2024 году, в декабре прошлого года сообщил глава Крыма Сергей Аксенов. Тогдашний глава Минздрава России Вероника Скворцова подчеркнула, что "дизайн и архитектура" будущего центра "должны объединить все самые лучшие культурные и исторические традиции Крыма". Насколько же удивились жильцы дома, когда узнали от главы Евпаторийской администрации Романа Тихончука, в прошлом их соседа, что многоэтажка попала "в самое сердце" будущего центра.
- Проект хотят реализовать путем объединения территорий здравниц, - говорит председатель совета дома Галина Парамонова. - Наш дом находится на центральной аллее, разделяющей санатории. Собственников квартир хотят, не считаясь с их мнением, насильно выселить, а дом - разобрать. Кроме того, у нас и остальных жителей поселка хотят забрать аллею, ведущую к морю, а также общедоступный поселковый пляж, в который она упирается.
На встрече с заозерненцами евпаторийский мэр, тем не менее, подчеркнул, что власти должны "слышать людей, и даже из-за интересов нашего города, республики и России люди никоим образом не должны быть обижены". И тут же уточнил, что речь идет об "изъятии в интересах государства" территорий общего пользования. Тихончук сказал, что "разделяет позицию людей" и пообещал донести до заказчика проекта реабилитационного центра их пожелание - чтобы проектировщик "не затронул ни дом, ни аллею".
По словам Галины Парамоновой, которая живет в доме почти 40 лет, до 2000-го многоэтажку обслуживал персонал санатория "Бригантина".
- Дом был построен для молодых специалистов этой детской здравницы, - поясняет Галина Михайловна. - И, хотя из-за нехватки мест, первые пять лет его использовали как малосемейное общежитие, он по всем документам числился жилым. Когда Советский Союз распался, "Бригантину" передали в ведение крымского минздрава. Со временем из-за сокращения финансирования санаторий прекратил обслуживание. И восемь лет мы жили сами по себе: отремонтировали крышу, провели газопровод (ранее у дома располагался газгольдер с дорогим сжиженным газом), заменили металлические трубы водовода на пластиковые.
В 2002 году здравница построила котельную, но при расчете мощности не учли дом.
- В итоге мы оказались без отопления, - продолжает Парамонова. - Каждый сделал индивидуальное. Сегодня наш дом - наша совместная собственность: в нем шестьдесят приватизированных квартир. Соседи выбрали меня председателем совета дома. Раньше здание находилось на поселковой территории, сегодня этот участок - общедомовая собственность (на его кадастрирование у нас ушло полтора года).
Галина Михайловна говорит, что дом построили по заказу 4-го Главного управления при Минздраве СССР, которое, как известно, с 1919-го по 1991 год обслуживало высших партийных советских чиновников.
- Это добротное строение, - заверяет она. - Квартиры в нем сдавали уже с паркетными полами. Качество строительства строго контролировалось, поэтому стены ровные. Сегодня земля в нашем районе стоит очень дорого: шесть соток - полтора миллиона рублей (до моря триста метров). А наша территория - восемьдесят соток.
Территория Заозерного позволяет построить реабилитационный центр без ущемления интересов жителей поселка, уверены жильцы многоэтажки.
- Можно безболезненно объединить территории "Бригантины" и "Чайки", соединив их воздушными путями или подземными переходами, - поясняет глава совета 77-го дома. - Без перекрытия поселковой аллеи, пляжа, набережной, выселения людей, с соблюдением прав и интересов всех жителей поселка. А можно реализовать этот проект на 53 гектарах земли санатория "Маяк", который работает три месяца в году, да и то с неполной загрузкой.
Кроме того, Галина Парамонова напомнила, что закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" не позволяет отчуждать участки в составе земель общего пользования, к которым в данном случае относятся аллея и пляж.
Роман Тихончук, глава администрации Евпатории:
- Минздрав РФ намерен объединить санатории "Бригантина" и "Чайка" и на этой территории построить реабилитационный центр мирового уровня. Сейчас решается вопрос: либо переселять людей, либо как-то вычленить дом. О ситуации я уведомил и вице-премьера Татьяну Голикову, и министра здравоохранения России Михаила Мурашко. Изначально предполагалось все восемь санаториев в Заозерном, подведомственных минздраву республики, переподчинить федеральным структурам, которые бы эти здравницы модернизировали, а затем организовали их круглогодичную загрузку.