В Крыму смена оператора доставки квитанций за вывоз ТКО вызвала путаницу

Первые в 2020 году квитанции об оплате вывоза твердых коммунальных отходов многим жителям крымской столицы пришли с неверными данными. Кто-то их вовсе не получил. Когда будут исправлены ошибки и появится ли единая для всех коммунальных платежей квитанция, выяснял корреспондент "РГ".

Подождем до июня

- В марте оплатила все коммунальные платежи за предыдущий месяц, кроме вывоза мусора, - рассказала жительница пятиэтажки на улице Киевской в Симферополе Светлана Степанова. - Квитанция не пришла, а платить по старому лицевому счету не решилась. Соседи сказали, что будут платежки нового образца с другим лицевым счетом. Поэтому решила подождать.

Такая проблема возникла у многих симферопольцев, потому что с января квитанции на оплату вывоза мусора вместо "Крымэнерго" начал рассылать Крымский республиканский единый информационно-расчетный центр (ЕИРЦ). И на переходном этапе произошел технический сбой, из-за чего некоторые горожане получили счета с неверным количеством проживающих, у других не учтены льготы, а кому-то квитанции просто не принесли. В итоге симферопольцы уже второй месяц обращаются на горячую линию ЕИРЦ, но дозвониться туда невозможно.

- Это наша вина, - признал генеральный директор ЕИРЦ Эскендер Салиев. - Проблема решается в срочном порядке, и все силы предприятия брошены на восстановление данных. У меня просьба к крымчанам подождать два месяца. Мы приносим свои извинения за этот сбой.

Устранить неточности в платежках обещают максимум до 1 июня. Переплатившим из-за ошибок в квитанциях автоматически проведут перерасчет.

Сведения о льготах центр получает от социальных служб, и для верности лучше подтвердить их у соцработников. Если и после этого льгота не будет учтена в платежке, надо звонить в ЕИРЦ.

- Единый платежный документ подразумевает, что у каждого потребителя есть единый лицевой счет для всех служб, - говорит Эскендер Салиев. - И если вы уже платите через центр в Фонд капремонта, то можете заплатить за вывоз мусора по этому же лицевому счету, и деньги дойдут до адресата. Но можно платить и по старому лицевому счету.

Если же квитанция вам не пришла, скорее всего сработал человеческий фактор. Надо позвонить на горячую линию, специалисты выяснят причину. К слову, в 2019 году лишь 0,75 процента квитанций не доходило до адресатов, хотя годом ранее их было 43 процента. Через месяц-полтора можно будет воспользоваться и личным кабинетом на сайте ЕИРЦ. Затем появится и мобильное приложение, через которое можно будет отслеживать поступление платежей.

Спросите у правления

Проблема с оплатой вывоза коммунальных отходов возникла у жителей садовых товариществ.

- Нам стали автоматически начислять плату за вывоз мусора вместе с членскими взносами за садовый участок, - рассказал житель массива Белое под Симферополем Александр Ткаченко. - При этом мусор у нас отродясь никто не вывозил и не вывозит.

Кому-то приходится платить за вывоз дважды: по адресу регистрации в городе и в садовом товариществе. Все эти проблемы, отмечают в ЕИРЦ, нужно решать на уровне правления садовых кооперативов. Если их членам стали начислять плату за вывоз мусора, значит у товарищества как юридического лица есть договор с региональным оператором "Крымэкоресурсы". Этот договор, предусматривающий регулярный вывоз ТКО, позволяет избежать и двойной оплаты.

- Если договор есть, то никаких дополнительных справок об оплате услуги не требуется: товарищество как юрлицо должно подавать региональному оператору списки людей, фактически проживающих на дачах и там оплачивающих вывоз ТКО, - пояснил Эскендер Салиев. - Если это не сделано, то проблема в садовом товариществе, а не в "Крымэкоресурсах".

"Жилсервис" на очереди

Созданный почти пять лет назад ЕИРЦ со временем должен был стать единственным посредником между потребителями коммунальных услуг и теми, кто их предоставляет. Планировалось, что уже к концу 2017 года все крымчане будут получать единый платежный документ - одну квитанцию вместо пяти-шести для оплаты коммунальных услуг. Сделать это за год или два, как планировалось, не получилось даже в масштабах одного города, не говоря уже обо всем Крыме. Пока что через центр жители многоквартирных домов вносят деньги в Фонд капитального ремонта. В Ялте с его помощью оплачивают воду, а в Феодосии получают квитанции нескольких жилищно-коммунальных МУПов.

- В Симферополе близки к завершению переговоры с ГУП "Вода Крыма", - поделился планами Эскендер Салиев. - На уровне администрации города обсуждается возможность в качестве эксперимента включить в единую платежку три крупных МУПа "Жилсервис". Если проект будет правильно реализован, мы распространим его на все города Крыма.

Между тем

Уже в апреле-мае в квитанциях ЕИРЦ может появиться новый для крымчан вид платежей - страхование жилья. Эту услугу выделят отдельной строкой, и она будет добровольной. Предварительно известно, что сумма ежемесячного платежа может составить 100 рублей, и такая услуга пока будет доступна только жителям многоквартирных домов. ЕИРЦ возьмет на себя доставку квитанций, а условия страхования крымчане смогут узнать в страховой организации.

Комментарий

Анатолий Петров, директор АНО "ЖКХ Контроль Республики Крым":

- Я бы посоветовал крымчанам научиться работать с системой ГИС ЖКХ. Там должны быть все данные потребителей, в том числе об их платежах. Через личный кабинет все эти данные можно получить в режиме онлайн. Что касается ЕИРЦ, то это предприятие безусловно должно развиваться, и я надеюсь, мы придем к единому платежному документу для всех крымчан, как это и задумывалось.