Экономия на соседях

Порядок расчета нормативов на коммунальные услуги может измениться

Порядок начисления платы за коммунальные услуги по нормативам может измениться в пользу жильцов. Проект поправок в Жилищный кодекс об этом внесен в Госдуму, среди его инициаторов - председатель Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская.
 Фото: Евгений Одиноков/РИА Новости  Фото: Евгений Одиноков/РИА Новости
Фото: Евгений Одиноков/РИА Новости

Нормативы, по которым начисляется плата при отсутствии счетчиков, сейчас разрешено определять одним из двух способов - методом аналогов или расчетным методом. Первый учитывает фактическое потребление услуг в оборудованных приборами учета аналогичных домах - с похожими конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и в том же климате. Этот метод, по мнению разработчиков поправок, "наиболее прозрачный", не позволяет существенно завышать объемы потребления.

Несмотря на то что правила определения нормативов устанавливают приоритет метода аналогов, нередко применяется расчетный метод. Жители через суды добиваются отмены нормативов, рассчитанных таким образом, однако им приходится вносить завышенную плату весь период судебных разбирательств. В связи с этим предлагается установить в ЖК, что нормативы должны рассчитываться только методом аналогов. А определять нормативы расчетным методом разрешат, лишь если похожих домов не существует в принципе.

Если заботиться о справедливости размера платы за коммунальные услуги, то нельзя допускать, чтобы кто-то не имел счетчиков и рассчитывался по нормативам, считает директор направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города" Ирина Генцлер. Нежелание устанавливать приборы учета часто связано с тем, что фактическое потребление в квартире значительно выше нормативного (например, если проживает больше людей, чем зарегистрировано). Потребление сверх норматива этими жильцами в итоге оплачивают их соседи через "общедомовые нужды". По мнению эксперта, оптимальнее было бы вообще отказаться от использования нормативов и перейти на оплату по общедомовым приборам учета. А как именно учитывать данные квартирных счетчиков, могло бы, например, решать общее собрание дома. Подобная схема используется в других странах. "Как справедливо распределить общий объем между собой - по людям, по квадратным метрам - решают сами собственники. При этом у каждого есть право (не обязанность!) поставить собственный счетчик. Их показатели учитывает при распределении общего объема управляющий домом. А поставщик принимает показатели индивидуальных счетчиков, только если ими оборудованы все помещения в доме", - говорит Генцлер.

Предлагается установить, что нормативы должны рассчитываться только методом аналогов

Нормативы - всегда вещь приблизительная, не отражающая реальное потребление, кто-то будет переплачивать, а кто-то - недоплачивать, отмечают в НП "ЖКХ Контроль". Там тоже выступают за 100-процентную установку приборов учета, а еще лучше - общедомовых систем учета, позволяющих одномоментно снимать показания по всем квартирам и дому в целом. Однако задачи добиться повсеместной установки счетчиков нет даже в проекте стратегии ЖКХ до 2035 года.

Сейчас объемы потребления тепла, воды и прочих ресурсов могут различаться даже в соседних муниципалитетах, добавляют в "ЖКХ Контроль". "Это вызывает законные вопросы жителей - почему в одном городе для мытья человеку нужно в несколько раз больше воды, чем в другом", - говорит исполнительный директор организации Светлана Разворотнева. Где-то власти регионов рост нормативов сдерживают, чтобы не провоцировать народное недовольство, а где-то, наоборот, увеличивают нормативы, чтобы "обойти" ограничения роста тарифов. "Между величиной норматива и наличием приборов учета очень тесная связь, - добавляет Разворотнева. - Там, где нормативы занижены, граждане, установившие счетчики, понимают, что платежи выросли, и приборы учета очень быстро "выходят из строя".

Сейчас читают