Соответствующее соглашение заключили руководство РЖД и правительство Кемеровской области. Этот документ дополняет основной договор - о взаимодействии до 2035 года, подписанный еще в июне 2019-го на Петербургском международном экономическом форуме и предусматривающий целевой показатель экспорта угля в 195 миллионов тонн в год, а в перспективе - до 200 миллионов тонн. Однако, отметил присутствовавший на церемонии подписания соглашения в Прокопьевском районе Кузбасса первый вице-премьер правительства РФ Андрей Белоусов, отгрузка кузбасского угля в восточном направлении в январе-феврале сократилась, по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, примерно на миллион тонн.
Теперь это провал предстоит компенсировать, максимально обеспечивая потребности добывающих предприятий в вывозе продукции, в первую очередь на премиальные рынки - в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Потому что западное направление, увы, сегодня не дает угольщикам прежней прибыли: цены на европейских рынках упали вслед за снижением спроса. В результате бюджет Кузбасса, который остается сырьевым регионом, в прошлом году потерял 14,3 миллиарда рублей, а за первые два месяца 2020-го года - 4,3 миллиарда. За этими цифрами - судьбы огромного количества людей. Ведь в угольной промышленности Кузбасса трудятся более ста тысяч человек, а вместе с семьями это 1, 3 миллиона, или почти половина населения области.
- Ситуация крайне напряженная. Кузбасс оказался в непростом положении, и нам нужно выходить из кризиса, - подчеркнул губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. - Мы договорились работать быстро, в ручном режиме. Первый шаг уже сделан. Это, конечно, компромиссное решение, которое далось непросто. РЖД придется наращивать темпы, чтобы по результатам года выйти на объемы отгрузки в восточном направлении не ниже прошлогодних.
Чтобы синхронизировать производственные планы грузоотправителей и железнодорожников, соглашение предусматривает помесячное распределение объемов перевозок на восток, исходя из необходимости ремонта и строительства инфраструктуры.
- Мы дали друг другу встречные гарантии, - отметил председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров. - Договорились, что до конца года мы вывезем на восток 53 миллиона тонн угля, получив от правительства РФ соответствующие квоты. Еще совсем недавно мы могли принимать заявки всего лишь за месяц до отгрузки. Новое же соглашение обеспечит угольщикам гарантированные поставки до конца года. А для угольщиков это и лучшие цены, и возможность планировать свою работу, не создавая лишних запасов на складах. Соответственно, и экономика предприятий будет улучшаться.
Контролировать выполнение подписанного допсоглашения поручено специальному штабу, который возглавил глава минтранса РФ Евгений Дитрих. Нелишне напомнить, что для железнодорожников уголь - стратегически важный продукт. Это 29 процентов общей погрузки в России и 44 процента объема отечественного железнодорожного грузооборота. Так что проседание западных рынков - проблема общая. И, по словам Олега Белозерова, необходимо было перераспределить объемы отгрузки так, чтобы найти компромисс, в том числе и между отдельными добывающими предприятиями.
Однако экспорт в страны АТР сегодня сильно затруднен из-за слишком медленной модернизации так называемого Восточного полигона РЖД. Андрей Белоусов, напомнив, что в каждой тонне угля - зарплата добывающих его людей, предложил предусмотреть особый правовой режим для модернизации БАМа и Транссиба, как в свое время было сделано при строительстве Крымского моста и объектов Олимпиады в Сочи. По его словам, соответствующие изменения в законодательство надо внести на весенней сессии Госдумы, а потом приступить непосредственно к работам, чтобы до конца года обеспечить поставки необходимых объемов угля в восточном направлении.
Андрей Белоусов поддержал и другие важные для Кузбасса инфраструктурные проекты. Это строительство дороги в объезд Кемерова (без нее город задыхается от потоков транзитного автотранспорта), а также модернизация международного аэропорта имени Алексея Леонова.
О сокращении в ближайшее время в общей сложности 2,5 тысячи работников и остановке угледобычи сообщили кузбасские шахты "Алексиевская" и "Заречная". Оба предприятия, входившие в угольную компанию "Заречная", с 2017 года находятся в процедуре банкротства. Летом 2019-го на шахтах начались задержки выплаты зарплат на фоне резкого падения цен на энергетический уголь и проблем с его вывозом на экспорт в страны АТР. Аукционы по продаже шахт уже в который раз срываются из-за отсутствия участников, несмотря на снижение стоимости лотов. Между тем с приходом новых собственников планы по закрытию предприятий могли бы отложиться. А пока власти региона заявили о готовности оказать помощь в переобучении и трудоустройстве работников в случае массовых сокращений на этих и других предприятиях отрасли.
P. S.
Аналогичное допсоглашение руководители Кузбасса и РЖД заключили по поводу отгрузки угля в 2020 году на северо-запад и юг. Гарантированные объемы по двум этим направлениям (в том числе на экспорт) составят около 64 миллионов и свыше 21,1 миллиона тонн соответственно. Что вполне сопоставимо с прошлогодними показателями. При этом запланированный объем перевозок будет обеспечен при условии принятия стимулирующих мер, включая скидки на железнодорожные тарифы. Так, уголь в порты Черного, Азовского и Балтийского морей угледобывающие компании сейчас доставляют со скидкой 12,8 процента. Но кузбасское руководство намерено добиться ее увеличения.