- Эти распоряжения руководителей предприятий, отчеты, служебные записки и тому подобное мы раньше не выставляли, максимум - выдержки на сайте, поскольку они содержат персональные данные людей, трудившихся на предприятиях городского подчинения. Через 75 лет такие бумаги подлежат уничтожению, но мы сейчас проводим экспертизу, смотрим, если есть интересная историческая информация, и если находим, забираем к себе на постоянное хранение, - рассказала Светлана Наштатик, начальник отдела по делам архивов администрации Екатеринбурга. - После оцифровки к концу 2020 года они будут доступны всем на портале города в разделе "Электронные архивы".
Знаете ли вы, к примеру, что в годы Великой Отечественной существовал военный налог? Ввели его с 1942 года вдобавок к подоходному и сельскохозяйственному. Платили все, кто старше 18 лет и не достиг пенсии, кроме военнослужащих и членов их семей. В муниципальном архиве имеются расчетные ведомости на сотрудников фабрики одежды имени Сталина, из которых ясно, что военный налог взимали со всех рабочих и служащих, начиная с самых рядовых должностей. Суммы разнятся, в зависимости от дохода, есть и 10 рублей в месяц, есть и 85. Самая большая - 110 рублей при зарплате 1200. Отменили налог лишь в июле 1945 года.
На чем печатались документы военных лет, когда бумагу приходилось экономить? На обоях, кальке и даже она обратной стороне трофейных немецких карт. К примеру, в таком виде до наших дней дошли приказы трамвайно-троллейбусного управления и городского лесничества. Немного странно видеть готический шрифт на изнанке распоряжения по улучшению свердловского трамвая, зато основа крепкая, не порвется.
А вот приказы по школе № 9, хорошо известной каждому горожанину, записывали в обычную тетрадь каллиграфическим почерком. Несмотря на то, что в здании размещался госпиталь, учеба продолжалась. В три смены! Притом образование в старших классах было платным, рассказывает Светлана Наштатик. Плату ввели еще в 1940 году - примерно 150 рублей в год - и отменили лишь в 1956-м. Ученики были соблюдать правила светомаскировки в классах, несмотря на то, что Свердловск находился в глубоком тылу. Забавно, но школьные проблемы не меняются во все времена: в 1944 году директор учебного заведения, к примеру, пеняет классным руководителям на вялую работу с родителями, недостаточное усвоение программы ребятами и нарушения дисциплины.
Многие школяры в те годы бросали учебу, чтобы заменить взрослых на производстве. Вот и в горводоканале трудились подростки 16-17лет. Согласно приказу, им был положен минимум один выходной в неделю и раз в год - две недели отпуска, то есть даже в условиях военного времени социальные гарантии для несовершеннолетних сохранялись.
Ударников труда поощряли не только деньгами. Так, фабрики "Уралобувь" и "Одежда" премировали своих сотрудников за выполнение плана на 350-400 процентов 30 дополнительными талонами на горячее питание и 50 талонами на хлеб.
Городской молочный комбинат единственный из числа не входящих в оборонную промышленность был награжден переходящим Красным знаменем Госкомитета обороны. За калорийный и полезный ассортимент. Всю войну завод выпускал 60 наименований продукции, которую не только продавали населению, но и отправляли в госпитали, чтобы ставить на ноги раненых.Общий коечный фонд Свердловска тогда составлял 16,5 тысячи единиц. Помимо молока и творога, молзавод выпускал изделия из теста, колбасу и даже совершеннейшую экзотику для тех лет: шоколадное мороженое, глазированные сырки, творожное суфле.
Кроме того, в муниципальном архиве хранится уникальный пионерский галстук. Он родом из 1970-х, но ценен не этим, а тем, что на нем оставили автографы соратники разведчика Николая Кузнецова, который, как известно, был родом из села Зырянка Свердловской области, а в Свердловске учился в индустриальном институте и работал на Уралмашзаводе.