В каких случаях человек вправе начать процедуру личного банкротства?
Алексей Афонин: Гражданин обязан обратиться с заявлением о признании его банкротом, если суммарный долг перед кредиторами превысил 500 тысяч рублей, а просрочка составляет три месяца. Обратиться в арбитражный суд он обязан не позднее чем через 30 дней после наступления указанных условий. Гражданин вправе не дожидаться наступления этих обстоятельств, если предвидит возможность своего банкротства, и подать заявление раньше.
Инициировать процедуру банкротства может только сам гражданин?
Алексей Афонин: Нет, инициаторами банкротства гражданина могут также выступить кредиторы гражданина или налоговая служба.
Какие есть проблемы в механизме личного банкротства?
Алексей Афонин: В настоящее время личное банкротство продолжает оставаться слишком сложным, длительным и дорогостоящим. Доминирующей является процедура реализации имущества граждан-должников, случаи утверждения плана реструктуризации задолженности редки.
Почему?
Алексей Афонин: Причины непопулярности реструктуризации кроются в низком, непостоянном либо отсутствующем доходе должников. Также кредиторы не соглашаются на длительные рассрочки из-за неуверенности в соблюдении графиков выплат.
У арбитражных судов отсутствует единообразие в отношении подходов к продаже активов и определению уровня дохода. Каждое банкротство индивидуально, не всякое возражение должника против реализации имущества принимается, не любой доход должника достаточен для реструктуризации долгов.
Должнику обычно выгодно сразу перейти к процедуре реализации имущества, чтобы сократить сроки рассмотрения дела, снизить риски оспаривания сделок, ограничить осведомленность кредиторов и их возможности предъявить требования. Поспешное признание гражданина банкротом чревато ущемлением прав кредиторов в случае, когда имущество скрыто и управляющий недобросовестно выполняет обязанности по его поиску и истребованию.
Если же сначала вводится реструктуризация долгов, а решение о признании банкротом принимается позже, то гарантируется, что кредиторы успевают своевременно заявить свои требования. За время реструктуризации удается более детально проанализировать сделки должника, принять меры по их оспариванию.
Могут должник и кредитор пойти на мировую?
Алексей Афонин: Мировые соглашения в процедурах банкротства граждан утверждаются довольно редко. Заключение мирового соглашения свидетельствует о взаимовыгодных условиях для сторон. Например, должник гасит основной долг, а кредитор отказывается от взыскания процентов. Негативные последствия устраняются, когда процедура банкротства прекращается при утверждении мирового соглашения.
Особняком следует выделить банкротство умерших (банкротство наследственной массы). Оно возникает при обращении наследников и кредиторов, а также в случае смерти гражданина, заявившего о банкротстве, но не дожившего до заседания суда. Умершего должника в процессе заменяют лица, принявшие наследство.
Если человек признан банкротом, с него списывают абсолютно все долги?
Алексей Афонин: Личное банкротство не освобождает от определенных типов долгов. Помимо текущих требований, возникших после обращения в суд, и обязательств, непосредственно связанных с личностью (выплата зарплаты, алиментов, морального вреда и пр.), остается ответственность владельцев и руководителей компании за убытки или в порядке субсидиарной ответственности.
Освобождение должника от исполнения обязательств не является целью банкротства гражданина. Прекращение исполнения обязательств применяется в исключительных ситуациях. В противном случае недобросовестные граждане без всякого риска смогут аккумулировать кредиты, заведомо намереваясь их не возвращать.
Минимальная сумма, в которую обходится признание банкротом физического лица, на практике может достигать 150-200 тысяч рублей. Поэтому в ситуациях, когда размер долга достигает минимально допустимого уровня, разумно будет отказаться от процедуры. Если у должника не окажется денежных средств на оплату процедуры, она будет остановлена.
Что следует учесть, принимая решение начинать или не начинать процедуру личного банкротства?
Алексей Афонин: Принимая решение о начале процедуры банкротства, следует взвесить все за и против. Например, при невозможности погашения ипотечного кредита признание судом несостоятельности может обернуться реализацией недвижимости по заведомо низкой цене. Учесть все нюансы без знания механизмов банкротства и соответствующего опыта невозможно, поэтому лучшим решением будет обращение к специалистам, чтобы получить развернутую консультацию юриста по вопросам банкротства физических лиц и воспользоваться последующим юридическим сопровождением процесса.
Что теряет человек, прошедший процедуру личного банкротства? В каких случаях вы советуете, в каких не советуете проходить процедуру личного банкротства?
Алексей Афонин: Должники недостаточно знают об ограничениях, накладываемых на банкрота, таких как обязанность 5 лет указывать на факт банкротства при обращении за кредитом.
В течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.
В течение десяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления кредитной организации, иным образом участвовать в управлении кредитной организацией.
В течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда или микрофинансовой компании, иным образом участвовать в управлении такими организациями.
Возможны ли злоупотребления: когда процедура банкротства будет лишь поводом не платить долги?
Алексей Афонин: Конечно, возможны. Наиболее "популярные" злоупотребления должников, например, такие. Первое: заблаговременный вывод активов или молчание о них при подаче заявления о банкротстве.
Насколько трудно вычислить, какое имущество было у должника незадолго перед тем, как он начал процедуру банкротства?
Алексей Афонин: Проследить, какое имущество имелось у должника до момента подачи заявления о банкротстве, если оно не подлежит учету или регистрации в специальных реестрах, может быть затруднительно.
Если заявление должника признано обоснованным, то маловероятно то, что финансовый управляющий будет заинтересован самостоятельно осуществлять мероприятия по поиску имущества должника. Вознаграждение в 25 тысяч рублей (первоначально было 10 тысяч рублей), очевидно, с необходимым усердием этого делать не будет и в этом ему нужно помочь.
Другое злоупотребление: в реестр кредиторов должника включаются аффилированные с ним кредиторы, цель которых - контроль на собрании кредиторов для определения порядка продажи имущества и решения иных существенных вопросов банкротства. Кроме того, появление аффилированных (подставных) кредиторов способствуют увеличению доли в реестре и конкурсной массе за счет уменьшения доли других кредиторов.
Что в таком случае делать добросовестным кредиторам, чья доля сокращается?
Алексей Афонин: Для защиты интересов добросовестного кредитора используется обширная практика оспаривания включения в реестр требований "своих" кредиторов, наработанная в рамках процедур банкротства юридических лиц.
Еще какие возможны злоупотребления?
Алексей Афонин: Третье: утверждение лояльного финансового управляющего. На практике не возникает препятствий для достижения нужных договоренностей между недобросовестным должником и конкретным финансовым управляющим о проведении банкротства с нужным результатом.
Добросовестный кредитор может противодействовать этому, в частности, путем жалоб на и оспаривания действий финансового управляющего в прокуратуру, Росреестр, СРО, в арбитражный суд. Также требовать возмещения причиненных убытков с финансового управляющего и его саморегулируемой организации. И требовать отстранения финансового управляющего от исполнения его обязанностей и иные.
Четвертый вид злоупотреблений: совершение должником конкретных преступлений при подготовке или в ходе банкротства. Часто в действиях должника можно обнаружить признаки преступлений, предусмотренных ст. 159 УК РФ (Мошенничество), ч.1 ст. 303 УК РФ (Фальсификация доказательств по гражданскому делу). Для понуждения должника к добросовестному поведению кредитору имеет смысл фиксировать такие нарушения и добиваться возбуждения уголовных дел.
Как бы вы предложили усовершенствовать процедуру личного банкротства?
Алексей Афонин: Пожалуй, единственное, что хотелось бы пожелать в этом плане: единообразие и ясность в судебной практике по делам о банкротстве физических лиц, которые позволили бы прогнозировать и оценивать риски для физических лиц с большей степенью вероятности для клиента.