Как почтальоны разносят вместе с письмами тушенку, хлеб и конфеты

Большинство граждан перешли в режим самоизоляции и остались дома, но есть люди, которые продолжают в полном смысле слова находиться на передовой. В их числе - курьеры и почтальоны. Их сумки заметно потяжелели. Работники почты, например, доставляют теперь не только пенсии, газеты, письма и другую корреспонденцию, но также продукты для пенсионеров, одиноких людей и тех, кто, следуя рекомендациям, предпочитает оставаться дома.
Максим Коротченко/РГ

График работы почтальонов несмотря на сложную ситуацию с коронавирусом не изменился. Для многих жителей нашей страны почтальон - это не просто человек, который приносит письма или свежую газету, отмечает замгенерального директора "Почты России" по операционному управлению и розничной торговле Михаил Волков. Сегодня почтальоны помогают оставаться дома тем, кто находится в группе особого риска - пенсионерам. Они приносят пенсии, продукты, могут помочь оплатить коммунальные услуги, не выходя из дома, и, конечно, поддержать и успокоить. В сложившейся ситуации их труд особенно важен.

На этой неделе, объявленной нерабочей, многие почтальоны будут каждый день ходить по своим маршрутам. "Конечно, мы продолжаем работать, - подтвердила "Российской газете" почтальон из Азова Наталья Цымбал. - Почта так же необходима, как милиция или больница. Большинство наших подопечных - пожилые люди. Многие с трудом выходят из дома. И почтальон для них - единственная связь с внешним миром. Когда просят, и товары для них покупаю. Тушенку, икру кабачковую. Порошок стиральный. Медицинские маски. Так что мы живем дальше".

Уже давно отработана процедура такой услуги в Вологодской области. Человек звонит на почту и делает заказ. В отделении составляют специальный бланк. И уже почтальон, работающий по данному направлению, доставляет товары жителю. Как сообщила директор управления федеральной почтовой связи (УФПС) по Вологодской области Татьяна Диринг, более 80 процентов почтальонов предоставляют такую услугу. Помогают одиноким жителям и в эти непростые для всех дни. В области работают 658 отделений почтовой связи, из них 555 - на селе.

Продукты на дом носят и не менее 80% томских почтальонов. Для пожилых людей, находящихся в зоне риска, такая помощь оказалась большим подспорьем. Вместе с почтой "печкины" приносят своим подопечным специальные бланки. В небольшом каталоге перечень товаров первой необходимости - чай, сахар, крупы, консервы, макаронные изделия, конфеты, стиральные порошки, мыло, шампунь, антисептик.

В Сибири для жителей таежных сел почтальоны не только еду принесут, но и лекарство купят, новости расскажут и даже давление измерят

"При необходимости почтальон оставляет номер телефона, и каждый желающий может позвонить в удобное для него время и оформить заявку", - рассказала "РГ" представитель УФПС Томской области Ольга Миненкова.

И это еще не все. В Сибири для жителей многих отдаленных труднодоступных таежных сел почтальон - еще и медсестра, и радио. Она и новости расскажет, и даже давление измерит в случае чего.

В омском таежном поселке Пихтовое почтальон Галина Ермолова доставляет посылки и пенсии на самодельном болотоходе. Иначе туда не добраться. А в селе Чеплярово, отрезанном от большой земли двумя реками, почтальон Галина Алиямова долгие годы выручает земляков в любой сложной ситуации. В теплое время три раза в неделю в любую погоду эта бесстрашная женщина курсирует на моторке по Иртышу. Привозит сельчанам письма, продукты, одежду. Зимой она добирается на лошади по дорогам, которые отродясь не чистили. Бывало, откапывали ее из сугробов вместе с конем, вспоминают селяне.

Да и сегодня, в дни коронавирусной инфекции, почтальоны рискуют не меньше. Вернее, рисковали бы, если бы не соблюдали меры предосторожности. По словам сотрудников почты, на работе им раздали маски, перчатки, дезинфицирующие средства, проинструктировали, как соблюдать меры безопасности. Теперь они отсчитывают деньги в перчатках и маске, не переступают через порог квартиры.

Однако некоторым почтальонам все-таки пришлось оставить работу. Временно. Почти сотня пожилых "письмоносцев" в Екатеринбурге оказались в зоне риска из-за коронавируса. "С каждым мы провели беседу, чтобы наиболее безболезненно решить вопрос временной приостановки работы. Здоровьем рисковать не стоит. Позже они вернутся к работе, - пояснила корреспонденту "РГ" Наталья Артемьева, руководитель отдела корпоративных коммуникаций макрорегиона Урал ФГУП "Почта России". Вместо сотрудников в возрасте на линию вышли их более молодые коллеги, которые раньше принимали письма и посылки. И у самарских почтальонов, не попавших в группу риска, работы прибавилось. Помимо должностных обязанностей у Ольги Затравкиной - почтальона в самом большом селе России Кинель-Черкассах - и ее коллег появились и другие обязательства перед односельчанами. В прошлом году почтальоны стали участниками регионального проекта и несколько месяцев вели дневники здоровья своих клиентов-пенсионеров. Так что теперь они уже по привычке пристально приглядывают за одинокими бабушками. Не приболели ли они? Но пока, тьфу-тьфу-тьфу, на селе все спокойно.

Торговля

Более 250 автолавок с товарами первой необходимости по социальным ценам отправились в минувшие выходные по селам и деревням Кемеровской области.

В "антивирусную" акцию включился и предприниматель из Кемерова Андрей Соболь. У него свой мясоперерабатывающий цех. Планировали работать с 10 до 12 часов, но задержались до 16. Покупатели все шли и шли. Чем ехать в город за продуктами, рискуя подхватить инфекцию, лучше уж купить все самое необходимое в двух шагах от дома.

"Мы привезли большой ассортимент товаров: мясо, колбасы, хлебобулочные изделия, молочку, масло, крупы, - рассказал Андрей "РГ". - Продаем не только свое, но то, что закупаем у местных фермеров. Все свежее, а цены ниже, чем на губернском рынке. Торгуем без накруток".

Среди постоянных клиентов автолавки и сотрудники службы соцзащиты, обслуживающие одиноких пожилых людей и инвалидов. Собирают заказы у подопечных и прямиком к автолавке.

Областной департамент по развитию потребительского рынка и предпринимательства мониторит работу автолавок ежедневно. Маршруты мобильных торговых точек, ассортимент и качество товаров корректируют с учетом потребностей жителей, для которых открылась "горячая линия".

Экспертный институт социологических исследований включил кузбасскую инициативу в список лучших региональных практик по противодействию COVID-19.

Подготовила Юлия Потапова