Реформа отрасли обращения с отходами назрела уже давно. По данным ВЦИОМ, мусорные свалки на протяжении нескольких лет являются одной из главных экологических проблем страны. В январе 2019 года в России стартовала первая стадия реформы. Она была направлена на повышение культуры раздельного сбора мусора, должна была сделать прозрачной систему обработки отходов, решить проблему незаконных свалок и значительно сократить объемы вывозимых на полигоны отходов.
Спустя год в Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин поручил разработать и утвердить до 31 марта 2020 года концепцию расширенной ответственности производителей (РОП) и импортеров товаров и упаковки за переработку отходов.
Минприроды РФ в кратчайшие сроки разработало концепцию ответственности бизнеса по выполнению своих экологических обязательств и уже в конце февраля обнародовало вариант документа. Разработчики уверены в отсутствии предпосылок для увеличения потребительских цен в связи с реформой. Однако участники рынка обеспокоены, что новый документ принесет дополнительные издержки всем отраслям.
В России производители и импортеры самых различных товаров должны нести ответственность по переработке упаковки уже около 4-х лет. Работает это так: предприятие, выпустившее товар в упаковке, должно в соответствии с нормативом утилизации обеспечить утилизацию отходов, образующихся после его использования или употребления. Имеются в виду преимущественно отходы в виде использованной упаковки, вышедшей из строя электроники, батареек и отслуживших свой срок автомобильных шин.
Альтернатива такому подходу - уплата эквивалента в виде экологического сбора в бюджет Российской Федерации.
При этом норматив утилизации колеблется в интервале 15-45 процентов для разных товаров и упаковки, а подрядчика по сбору, сортировке и переработке отходов производители могут выбрать самостоятельно. Последняя версия концепции РОП предполагает переход к 100-процентному показателю утилизации для упаковки уже в 2021 году. Участники рынка говорят, что инфраструктура не готова к таким объемам переработки и апеллируют к успешному опыту европейских стран, где нормативы повышались плавно. А главное, где удалось добиться решения основной задачи - повысить уровень сбора и переработки отходов.
Идея введения ответственности бизнеса за утилизацию отходов товаров и упаковки не уникальна, она реализуется во многих странах уже десятки лет.
Например, в Европе она впервые появилась еще в конце 1980-х годов и с тех пор действует в большинстве стран Евросоюза. Там доля перерабатываемой упаковки повышается постепенно и очень медленно. Например, рост норматива по переработке пластиковых отходов начинался с 15 процентов в 1994 году и вырос до 22,5 процента только к 2008 году. То есть 7,5% роста за 14 лет, а не десятки процентов за 1 год, как предлагается сейчас в концепции.
Интересно, что единой утвержденной схемы РОП на рынках Евросоюза не существует. В некоторых странах - например, в Германии и Австрии - законодательство требует прямой конкуренции между операторами системы, помогающими реализации РОП, чтобы не возникало монополии. Операторы объявляют тендеры на услуги по сбору отходов упаковки и выбирают одну из конкурирующих частных компаний. Затем отсортированные отходы передаются утилизирующим компаниям на финальную переработку. Полученное сырье продается, чтобы прибыль за него частично компенсировала расходы операторов РОП. В Бельгии и Нидерландах операторы отвечают за все виды отходов упаковки. В некоторых других странах - только за отходы упаковки, которые образуются в домашних хозяйствах.
Одна из самых успешных схем сбора пластиковой тары действует в Норвегии. Ее создала организация Infinitum, которая занимается переработкой отходов из пластика и металла. Работает это так: к розничной цене товара в пластиковой бутылке добавляется небольшая сумма - депозит. Этот депозит возвращается покупателю при сдаче емкостей в фандомат - вендинговый аппарат, установленный в крупных торговых центрах и супермаркетах. За сданную тару человек получает чек или купон, и он может либо получить по ним наличные деньги, либо оплатить другие покупки.
Для производителей пластиковой упаковки в Норвегии введен регрессивный экологический сбор. Чем больше отходов компания перерабатывает самостоятельно или с помощью подрядчиков, тем меньше она выплачивает в виде сбора. Благодаря высокому уровню развития инфраструктуры и конкуренции на рынке переработки отходов, большинство компаний достигли такого уровня переработки упаковки, при котором они полностью освобождены от выплат. По данным Infinitum, сырье, используемое в отрасли, перерабатывается до 50 и более раз. Таким образом, в окружающую среду в Норвегии попадает менее процента пластиковых бутылок.
Успешные примеры реализации расширенной ответственности производителя есть и в России.
Например, Coca-Cola в России более трех лет реализует федеральную программу "Разделяй с нами". Вместе с профильными партнерами - компанией "ЭкоТехнологии", фондом "ЭРА" и движением "ЭКА" - уже установлено более 6,4 тысячи контейнеров для раздельного сбора в 55 городах и переработано более 86 тысяч тонн отходов упаковки. Программа - часть глобальной стратегии Coca-Cola "Мир без отходов", цель которой - перейти на полностью перерабатываемую упаковку к 2025 году, а к 2030 году обеспечить сбор и переработку 100 процентов эквивалента потребительской упаковки, выпускаемой на рынок.
Контейнеры для раздельного сбора разных видов отходов в городах России также устанавливаются операторами по утилизации и переработке совместно с компанией "Балтика". По данным производителя, в проект уже инвестировано более 50 миллионов рублей, и компания намерена и дальше помогать формировать инфраструктуру для цивилизованного обращения с отходами. Главная цель - к 2030 году на 30% сократить углеродный след готовой продукции "Балтики".
Danone Россия также собирает использованную потребителями упаковку и направляет ее на переработку - до 12 000 тонн ежегодно, предотвращая ее попадание на полигоны и свалки. Кроме этого, компания поставила себе амбициозную цель в ближайшие годы довести долю вторсырья в своих пластиковых преформах до 30%.
В некоторых отраслях созданы организации, которым производители делегировали сбор и переработку своих отходов, требующих специализированных технологий и площадок. Но частая смена правил игры затрудняет эту деятельность, создает неопределенность в ее перспективах.
Так, в 2018 году производители и импортеры, осуществляющие самостоятельное выполнение нормативов по утилизации отходов от использования товаров и упаковки, объединились в ассоциацию "РусПРО". Цель ассоциации - исполнение нормативов утилизации на коллективной основе.
За год с помощью "РусПРО" было собрано, отсортировано и переработано более 35 тысяч тонн отходов упаковки. В 2020 году "РусПРО" планирует инвестировать в сбор и переработку до 400 миллионов рублей в 17 регионах страны.
Новый вариант концепции совершенствования системы РОП предлагает коренным образом поменять текущий подход к экологической деятельности крупных игроков рынка. Так, рекомендуется отменить самостоятельную реализацию РОП, введя безальтернативную уплату экосбора, установить 100-процентный норматив утилизации и переложить ответственность за уплату экосбора на производителей упаковки. Управление собранными средствами предлагается передать одной организации - Российскому экологическому оператору (РЭО). Цели более чем амбициозные, однако инфраструктура к переработке 100 процентов отходов пока не готова, а механизм РОП приобретает явно фискальный характер.
Большинство представителей бизнес-сообщества выступает против таких изменений. В первую очередь, они скажутся на крупнейших товаропроизводителях, у которых есть экологические обязательства на транснациональном уровне. Отмена самостоятельной реализации РОП и 100-процентный норматив отразятся на потребителях в виде повышенных цен на товары. Подрядчики же, которые сегодня квалифицированно обеспечивают выполнение нормативов по утилизации и переработке отходов, завтра останутся без прямых инвестиций со стороны ответственного бизнеса. Представители отраслевых ассоциаций, в свою очередь, считают, что корректировка механизма РОП лишит компании стимулов к развитию индустрии по раздельному сбору и переработке отходов.
- При заключении прямых договоров, при работе через ассоциации мы видим, куда идут наши средства, сколько тысяч тонн отходов было на них переработано, где поставлены контейнеры для раздельного сбора, - говорит исполнительный директор ассоциации "Промышленность за экологию" (РусПЭК) Любовь Меланевская. По ее словам, с 2016 по 2019 год в рамках прямых договоров члены ассоциации уже переработали 700 тысяч тонн упаковки, в 60 регионах страны было установлено 17 тысяч контейнеров для раздельного сбора отходов. С принятием концепции эта работа может быть свернута.
На недостаточность проработки новой концепции по расширенной ответственности производителей обращают внимание и представители Ассоциации "СКО Электроника - утилизация".
- Предложенная концепция нацелена только на сбор денег, а ведь главная цель должна быть совсем другая - переработка отходов и сокращение их объемов. Судя по опыту Европы, где подходы РОП применяются уже давно, наиболее успешно с этой задачей справляются сами производители и их ассоциации, которые хорошо знают свою продукцию, ее особенности и возможности, - комментирует для "РГ" представитель Ассоциации Антон Гуськов. - Наша продукция - сложная электронная техника - служит долгие годы, в ней много ценных материалов, которые можно использовать вторично. Неслучайно в Европе для сбора и переработки такой техники создаются специальные площадки и технологии утилизации. Я не представляю, чтобы даже устаревшую модель айфона или планшета кто-то выбросил в мусор - их надо собирать отдельно и грамотно перерабатывать. Новый вариант концепции и эти моменты, и успешный опыт отраслевых ассоциаций вообще не учитывает. Как не учитывали мнения участников рынка при ее разработке.
О последствиях для отрасли задумываются и производители шин. Для сегмента утилизации изношенных шин в предлагаемом документе также исчезает самостоятельный механизм исполнения РОП.
Специфика шинной отрасли заключается в том, что продукты переработки не возвращаются в новое изделие. Выплата квазиналога - фискальный, по сути, механизм, который приведет к подорожанию конечных продуктов для потребителя, - уверен исполнительный директор Ассоциации "ЭкоШинСоюз" Сергей Подойников. - А также к закрытию всех начатых отраслью проектов, сворачиванию инициатив по установке контейнеров и вовлечению шиномонтажных центров в процесс сдачи изношенных шин. Потому что это нерентабельно без внешнего содействия, в том числе финансового, хотя и не ограничивающегося только им. В новых документах нет ни слова о системе распределения средств. Мы считаем, что для крупной государственной компании (ППК РЭО) взаимодействие с небольшими предприятиями по утилизации в регионах не будет приоритетом. А конкретно в нашем сегменте именно такие предприятия являются единственной движущей силой. До начала действия РОП объемы переработки в нашем сегменте составляли всего 5-7 процентов, сейчас - 30 процентов. Но с принятием концепции все вернется к прежним показателям. Все, что мы хотим - сохранить альтернативу, возможность выбора для всех участников процесса.
- Принятие нового варианта концепции убьет ростки РОП, которые только начали появляться после принятия в 2018 году подзаконных актов к ФЗ-89, остановит развитие раздельного сбора ТКО и переработку трудно перерабатываемых компонентов, - заявил "РГ" исполнительный директор "РусПРО" Павел Рудась. - Отходы будут просто сжигать и называть это переработкой. Налог, который, по сути, подменяет РОП, ляжет на простых потребителей, товары в упаковке станут дороже. Ко всему прочему, этот документ идет вразрез с планами и целями нацпроекта "Экология". При этом профессиональные союзы и ассоциации абсолютно не против усиления норм административного регулирования за исполнение РОП. Мы всегда готовы предоставить свои предложения по совершенствованию этого важного механизма. Нужно, чтобы ответственные министерства и ведомства были готовы нас выслушать и не относились к нашим инициативам формально.
На прошлой неделе стало известно, что из-за пандемии коронавируса и сложной экономической ситуации вице-премьер Виктория Абрамченко согласовала перенос утверждения концепции РОП на осень 2020 года. Участники рынка готовы к диалогу с властями и полагают, что модернизацию РОП необходимо проводить с привлечением лучших международных экспертов и с опорой на передовые мировые практики. Именно такой подход позволит решить основную задачу реформы - увеличить сбор и переработку отходов.