31.03.2020 11:42
    Поделиться

    Рестораторы Татарстана поделились опытом выживания во время пандемии

    Министерство экономики совместно с "Фабрикой предпринимательства" запустила серию вебинаров и образовательных семинаров, что называется, в экстренном режиме.
    iStock

    Первыми, для кого решили провести тренинг, оказались рестораторы и владельцы кафе. А темой - как в сложившихся условиях можно организовать доставку еды. При этом на онлайн-семинар пригласили как тех, кто буквально неделю назад открыл данный сервис и мог пошагово поделиться опытом, и тех, кто работает на этом рынке уже давно.

    - На сегодня доставщики еды стали частью системы жизнеобеспечения и оказались в числе тех, кто работает "на передовой". Курьеры испытывают колоссальную нагрузку. Доставка требует издержек, может быть, какую-то часть государство будет брать на себя, - пообещал президент Татарстана Рустам Минниханов. - Я прошу бизнес не расстраиваться, особенно тех, кто работает в сфере питания, вы без работы не останетесь. Сложнее тем, кто работает в системе гостеприимства. У нас пока нет ответа, как эту отрасль можно использовать в сложившихся условиях.

    Предприниматели живо делились своим опытом и даже выработали несколько пошаговых решений. К примеру, у каждого ресторана есть свой фирменный продукт. Не стоит конкурировать в доставке с пиццей и суши-роллами, на этом товаре компании уже выстроили свою систему. Нужно формировать что-то фирменное. У кого-то это могут быть шашлыки, у кого-то невероятно вкусный кофе.

    Дальше нужно думать про упаковку. Сильно заморачиваться, по мнению некоторых рестораторов не стоит, поскольку времени на разработку крутого концепта попросту нет, но тем не менее она должна иметь фирменный стиль. Например, наклейки на доставочную упаковку обойдутся дешевле полиграфии от 50 до 90 копеек в зависимости от объема. Сама "тара" для еды для рестораторов обходится от 6 до 12 рублей. Совет от транснациональной компании - клеить фирменные стикеры на верх пакета. Таким образом клиент может быть уверен, что пакет остался невредимым и никто в него ничего не добавлял или не вытаскивал.

    Вопрос, как сообщить потребителям о новой услуге. Здесь предлагаются три пути.

    Первый - сделать сайт с опцией онлайн-заказа и оплаты. Это стоит 20-40 тысяч рублей и займет три дня работы.

    Второй вариант - одностраничный сайт (лендинг), на котором можно посмотреть, что предлагает ресторан, и сделать заказ по телефону. Очень хорошо работают в этом направлении популярные мессенджеры.

    Ну, и третий и самый дешевый способ - Инстаграм. У некоторых заведений через группу в этой социальной сети количество заказов доходит до 70 процентов.

    - Не нужно забывать про ваших сотрудников, - говорит директор по развитию и маркетингу одного из ресторанов Елена Кофунова. - У каждого из них есть своя целевая аудитория - 200-300 подписчиков, пусть они рассказывают про доставку, участвуют в тиктоках, организуют флешмобы, проявляют креативность. Это все работает очень быстро. А в Инстаграме использовать как можно меньше фильтров для украшения еды.

    - Мне пришлось перейти в формат антикризисных решений, - говорит владелец сети ресторанов "Кастыбый" Азат Назмутдинов. - Мы понимаем, что гостей встречать в наших заведениях в ближайшее время не будем. Персонал остается без дела, а зарплату платить надо. Команду управляющих мы перевели в работников кол-центра, их задача - принять заявку и организовать правильную логистику. Сушефы остались на своей позиции, повара перешли в курьерскую службу, особенно те, у кого есть автомобили, кассиры и официанты работают теперь в режиме сборщиков продукта. В таком формате можно обеспечить работой и сохранить фонд заработной платы.

    Участники семинара неожиданно для себя открыли, что доставка горячей еды пользуется в сложившихся условиях гораздо меньшим спросом, чем полуфабрикаты. У некоторых эта цифра доходит до 70 процентов. Многие рестораторы жаловались, что глобальные известные службы доставки берут непомерно большой процент за свои услуги. Президент Ассоциации рестораторов и отельеров РТ Зуфар Гаязов отметил, что Рустаму Минниханову поступило предложение о помощи в создании республиканского портала по доставке еды, где процент будет не таким грабительским, но на его создание тоже уйдет определенное время.

    - Мэр Казани Ильсур Метшин пообещал, что за летние веранды аренда взиматься в этом сезоне не будет, - говорит Гаязов. - Как только мы выйдем из сложившейся ситуации с закрытием, мы должны быстро открыть летнее кафе. Заразиться коронавирусом в закрытом помещении гораздо проще, чем на улице. Тут клиенты могут сидеть удаленно друг от друга.

    - Мы будем предметно работать по всем отраслям и особенно по тем, что первыми почувствовали кризисные явления, - говорит министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов. - Будем проводить серию онлайн-семинаров, чтобы максимально помогать и информировать предпринимателей, как можно двигаться вперед в сложившихся условиях. А поступающие вопросы мы проанализируем и будем корректировать меры господдержки.

    Поделиться