В Калининграде оценили последствия возможной остановки автомобильного производства Автотор

Пандемия коронавируса напрямую отражается на калининградском автопроме (а это половина товарной продукции региона). Остановка головных заводов концернов КИА, ХЕНДЭ и БМВ и их смежников в связи с эпидемиологической ситуацией приведет к временным остановкам и снижению объема производства Автотора, заявило руководство предприятия.
Пресс-служба Автотора

Уже сейчас очевидно, что завод понесет ощутимые потери. По итогам первого квартала текущего года ожидается снижение объема производства на восемь тысяч автомобилей. И падение продолжится, прогнозируют в компании. В целом ситуация тяжелая, но эти трудности с течением времени можно преодолеть. Гораздо больше опасений вызывают грядущие изменения в отраслевом регулировании.

Речь о введении дифференциации "промышленных субсидий" в зависимости от уровня освоения "критических технологий", что для калининградского Автотора означает неизбежную остановку производства, которое станет попросту экономически неэффективным. Об этом в своем недавнем интервью одному из федеральных изданий сообщил основатель Автотора Владимир Щербаков.

На сегодняшний день, пояснил он, эти субсидии выплачиваются всем производителям, подписавшим СПИК. В этих условиях производство в России является более экономически целесообразным по сравнению с прямым импортом. Дифференциация субсидии в зависимости от количества баллов за локализацию означает частичное, а со временем и полное прекращение выплат промышленных субсидий. Наличие специнвестконтракта (СПИК) гарантирует только 50-процентную компенсацию. Остальное будет начисляться по фактической локализации, причем, к примеру, такие трудоемкие и инвестиционно затратные операции, как сварка и окраска, оцениваются в 900 баллов, а для получения максимальной компенсации автопроизводителям необходимо не менее 4000 баллов, получить которые могут только более локализованные производства, прежде всего - созданные в советское время.

По сути, это означает введение дополнительного налога на одни предприятия для поддержания экономики других, считает Владимир Щербаков. Специнвестконтракт Автотора с Минпромторгом РФ и правительством региона, предусматривающий развитие локализации и углубление технологии калининградского автопроизводства, был подписан на действующих условиях с соответствующими обязательствами инвестора. С введением дифференциации из 40 моделей производимых сегодня автомобилей выгодными могут остаться только четыре модели общим объемом около 15 тысяч штук, которые через год также становятся убыточными по сравнению с прямым импортом, поясняют в компании.

Как подчеркнул Владимир Щербаков, это полностью лишает предприятие возможности выполнения обязательств по инвестициям (а это не менее 20 миллиардов рублей за 10 лет) и неизбежно приводит к убыточности, а значит, к закрытию производства.

Это заявление основателя Автотора вызвало широкий общественный резонанс и обеспокоило не только сотрудников предприятия (а здесь работают более четырех тысяч человек, и многие - целыми семьями), но и других производственников и бизнес-сообщество региона в целом.

-За всю 20-летнюю историю существования Особой экономической зоны в Калининградской области, у истоков создания которой стояло руководство Автотора, этому предприятию приходилось вести серьезную конкурентную борьбу, объяснять особенности деятельности в эксклаве, - говорит президент Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области Андрей Романов. - Но не припомню, чтобы речь шла об остановке производства. В этом случае последствия для экономики региона будут очень серьезными, ведь это один из крупнейших не только налогоплательщиков, но и работодателей региона. Мы в рамках калининградского СПП сейчас пытаемся подсчитать, какие потери понесут основные контрагенты при сокращении или полной остановке автоконцерна. В обеспечении его логистики занято множество структур, очевидно, что им придется пойти на сокращения персонала и пережить финансовые потери, ведь автопредприятие сейчас обеспечивает больше половины контейнерного оборота железной дороги и портовых мощностей региона.

На автозаводе ожидается снижение объема производства на восемь тысяч автомобилей в первом квартале

К примеру, в грузообороте группы компаний "Новик" доля Автотора - свыше 90 процентов. В 2019 году транспортники перевезли более 84 тысяч контейнеров для автозавода - на семь процентов больше, чем в 2018-м, и для обслуживания этого партнера задействованы четыреста с лишним человек, более 150 грузовиков и свыше 200 прицепов.

- Суммарный объем инвестиций в экономику Калининградской области со стороны ГК "Новик" - более одного миллиарда рублей, - уточняет генеральный директор Сергей Ошарский. - Только в 2019 году мы инвестировали в модернизацию подвижного состава более 200 миллионов евро. Были закуплены новые тягачи Ford калининградского производства. Кроме транспортных услуг, мы оказываем также складские. В Черняховске построен таможенно-логистический комплекс площадью свыше 11 гектаров. В июне этого года планируем сдать в эксплуатацию складской комплекс площадью 30 тысяч квадратных метров для нужд Автотора. Если это предприятие перестанет работать в Калининградской области, нас это затронет напрямую, придется существенно сократить штат и, возможно, полностью остановить производство на неопределенный срок.

- Это один из ключевых заказчиков Калининградской железной дороги. По итогам 2019 года совокупный объем перевозок комплектующих для автопроизводства и готовых автомобилей составил 625,2 тысячи тонн, - заявил начальник КЖД Сергей Сапегин. - Подчеркну, что эти грузы относятся к третьему тарифному классу, а значит, к наиболее высокодоходным перевозкам. Закрытие автопроизводства ухудшит производственные и финансовые показатели работы Калининградской железной дороги и, как следствие, потребует принятия компенсирующих мер. Еще один негативный фактор - прогнозируемое падение объема отчислений в региональные и местные бюджеты. По итогам 2019 года железная дорога перечислила в бюджеты региона более 623 миллионов рублей, в случае падения доходов дороги уменьшатся и эти цифры.

Подсчитывают грядущие убытки и в Калининградском морском торговом порту. Здесь в прошлом году доля заказа услуг по перевалке контейнеров автозавода составила 70 процентов от контейнерного грузооборота (около 60 тысяч TEU в год) и 71 процент от контейнерных доходов. И это в условиях падения общего объема грузооборота в сравнении с 2018 годом.

- За 20 лет совместной работы с Автотором в развитие инфраструктуры и модернизацию грузовых мощностей нашего контейнерного терминала было инвестировано более 16 миллионов евро, - рассказал генеральный директор Калининградского морского торгового порта Владислав Дорофеев. - Совместная работа все эти годы позволяла сохранять наш трудовой коллектив на уровне 600 человек, своевременно выплачивать зарплату, платить налоги всех уровней - сумма налогов и отчислений за 2019 год составила более 262 миллионов рублей. Прекращение работы этого нашего партнера и, как следствие, потеря основного контейнерного грузопотока приведет к катастрофическим результатам для нашего предприятия - таким, как сокращение свыше 40 процентов персонала, невозможности оплачивать взятые на себя ранее кредитные обязательства...

В аналогичной ситуации окажется и порт в Балтийске. Экономические проблемы неизбежно повлекут за собой и социальные, прогнозирует руководство компании.

- В нашей компании сейчас работает больше 200 человек. Из-за дефицита рабочих мест в Балтийске это одно из наиболее значимых предприятий для жителей города, - говорит генеральный директор ООО "Балтийская Стивидорная Компания" Константин Таволжанский. - Деятельность портового комплекса напрямую зависит от состояния предприятий Калининградской области, грузы для которых приходят в порт Балтийск. Так, доля Автотора в контейнерном грузообороте порта в 2019 году составила 77,5 процента, а за первые два месяца 2020 года - 79 процентов. В 2019 году в порт зашло 165 судов, из них с грузами для автопроизводителя - 128. Потеря этих грузов создаст крайне сложную ситуацию в работе контейнерного терминала, вследствие чего мы будем вынуждены менять его специализацию с привлечением других грузопотоков, а их объем в адрес Калининградской области ежегодно снижается. Неизбежны уменьшение дохода предприятия и прекращение реализации инвестиционного проекта развития, существенно сократятся поступления в бюджеты всех уровней. А это приведет к ухудшению социальной обстановки в Балтийске и в регионе в целом.

Сложившаяся ситуация широко обсуждается в калининградских отделениях торгово-промышленной палаты и Российского союза промышленников и предпринимателей. Представители бизнес-сообщества анализируют ее возможные последствия для экономики региона и готовятся выступить с консолидированной позицией по данному вопросу.

Кстати

На долю Автотора приходится свыше 50 процентов объема всей товарной продукции Калининградской области, более половины всего объема налогов, собираемых на территории региона, более 70 процентов загрузки портовых мощностей и свыше 50 процентов вагонооборота КЖД. На сегодняшний день в производственной цепочке Автотора задействованы около 250 малых и средних предприятий региона, ежегодно обеспеченных заказами на сумму порядка восьми миллиардов рублей.

Факт

По статистике, одно рабочее место в автопроме обеспечивает до десяти мест в смежных отраслях.