В пятницу не пропустите драму Светланы Проскуриной "Воскресенье". Действие разворачивается на протяжении одного дня, который для большинства - выходной, но герою не сулит ни сна, ни отдыха. Он - крупный чиновник мэрии притулившегося у реки городка. Разбудит его весть о том, что одна из его пассий выбросилась из окна, но осталась жива, и придется навестить ее в больнице. А накануне в почтовый ящик кто-то бросил записку, обещающую ему скорую смерть. Начало дня выглядит многообещающим. Случайное стечение обстоятельств? Всей своей логикой фильм подводит нас к ощущению закономерности - поданной с некоторой иронией и на первый взгляд даже комичной, хотя и жутковатой.
Картина неизбежно вызовет в памяти чеховские пьесы о распадающемся в преддверии новых веяний обществе. Даже мотив вишневого сада, гибнущего под топором Лопахиных, прозвучит в кадрах с деревом, конвульсивно бьющимся в цепях подъемного крана. Только в новых Лопахиных уже нет той уверенной хватки, а есть вороватость человека, занятого неправедным делом, и нет в драме новых времен той светлой печали, потому что испарились те пусть смутные, но надежды. В фильме много отличных актерских работ - Алексей Вертков, Вера Алентова, Владимир Ильин...
В субботу - первый "Театральный антракт": "Турандот", самая загадочная опера Пуччини. Работу над ней прервала смерть композитора, и последние страницы партитуры на основании авторских набросков дописаны его другом Франко Альфано. Постановщики спектакля в "Геликон-опере" режиссер Дмитрий Бертман и дирижер Владимир Федосеев решили, вслед за многими предшественниками, закончить оперу там, где, по словам Тосканини, "перо выпало из рук гения". В этом есть логика: накал драматизма в опере таков, что счастливый финал с любовным дуэтом победившего Калафа и смирившейся Турандот после только что пролившейся крови был бы неубедителен. И спектакль заканчивается самоубийством влюбленной в Калафа служанки Лиу.
Но главным сюрпризом было решение образа самой Турандот. В том, как он трактован Пуччини, есть загадка. Принцессе отданы нежнейшие мелодии оперы, она прекрасна, как сон, - но душа ее искалечена, и Турандот демонстрирует необъяснимую жестокость, предавая казни влюбленных в нее юношей. В одной из самых трагических арий она приоткрывает мотивы своей непримиримости: ее бабку обесчестил чужестранец, и она поклялась мстить всему мужскому роду. Это дало композитору основание написать оперу предельно жесткую, с трагически накаленными хорами и зависшей в атмосфере интонацией обреченности. Своего рода раздвоение личности принцессы на воплощенную красоту и воплощенное уродство в спектакле реализовано буквально. На подиуме гордо выступает витринная красавица, как бы шарнирная и замороженная, как нежить (ее играет пластичная Ксения Лисанская), а в темноте подвалов таится Турандот истинная - олицетворение демонизма в женщине, утратившей и красоту и возраст (в одной из труднейших партий мирового оперного репертуара блистательная Елена Михайленко).
Веселая сказка в стиле коммедиа дель арте в опере стала сказкой красивой, но страшной, и обрела глубинные философские смыслы. Спектакль "Геликона" все эти ее качества довел до совершенства.
В воскресенье - "Джокер". Не тот, что нашумел, - другой, из рассказа Антоши Чехонте "Женщина без предрассудков". Это дебют режиссера Александра Каурых, который после окончания петербургского ЛГИТМиКа стажировался в США и прошел курсы по драматургии в Лос-Анджелесе. "Джокер" снят на личные деньги и впервые был показан на 1-м Уралкинофесте в Екатеринбурге, где прошел с большим успехом. Затем началась серия его триумфов на фестивалях в Великобритании, Швейцарии, Испании, Индии и в США, откуда создатели картины привозили почетные награды. Но самый большой урожай призов русский "Джокер" собрал в столице мирового кино Лос-Анджелесе: Гран-при за лучший фильм, призы за режиссуру, за мужскую и женскую роли и за операторскую работу. А в широком российском прокате так и не появился: "неформатными" считаются и его хронометраж (чуть более часа), и его материал (кому сегодня нужен Антоша Чехонте!).
Николай Челноков:
- Лично для меня в последние годы приход апреля означает, что две вещи будут в фокусе моего внимания: хоккейный плей-офф КХЛ и замечательное детище "РГ" фестиваль "Дубль дв@". И если бы кто-то еще месяц назад предложил мне сделать ставку на вероятность того, какое из этих событий может не состояться, я бы склонился к версии, что "Дубль" - всякое бывает, мало ли что, но уж плей-офф состоится при любой погоде. И плакали бы мои прогнозы. Жаль, что не смогу, как обычно, разрываться в своих симпатиях между шайбой и экраном. И несказанно рад, что фестивалю - быть! Это отличное подтверждение, что безумная идея десятилетней давности учредить онлайн-фестиваль была, есть и будет актуальной и востребованной. Даже в условиях глобальных потрясений. Спасибо организаторам!