02.04.2020 11:42
    Поделиться

    "Дистанционные виды осмотра любых объектов как никогда актуальны"

    Основатель стартапа ViewApp Сергей Адаев - о том, как потребность в дистанционных осмотрах объединяет страховой, банковский, логистический, транспортный и даже строительный бизнес.
    Фото из личного архива Сергея Адаева

    Сотрудничество со стартапами давно стало одним из эффективных способов поиска технологий для корпораций. Несмотря на то что привлекательность совместной работы очевидна для основателей стартапов и представителей крупных корпораций, им не всегда бывает легко находить друг друга. Корпоративные программы и акселераторы помогают решить этот вопрос. Сергей Адаев, основатель проекта ViewApp (приложение для дистанционного осмотра имущества), выпускник одной из таких программ в 2019 году, рассказал с какими трудностями в своей работе сталкивается любой российский стартап, зачем нужно участвовать в корпоративных программах и как изменилось отношение к технологиям бесконтактного взаимодействия в условиях распространения COVID-19.

    - Ваш проект в основном сконцентрирован на кейсах для страхового и финансового рынков. Когда вы увидели возможность применения ваших решений в других отраслях? О чем конкретно шла речь?

    - Наш проект изначально был разработан для страховых компаний - для страховых осмотров имущества и автомобилей, для осмотров при урегулировании убытков. Потом мы увидели кейсы в банковской отрасли и в лизинге - это мониторинг залогов и лизингового имущества, а также осмотр имущества перед кредитной или лизинговой сделкой. Наконец, возможность применения нашего решения в Real Estate, то есть в недвижимости. Речь идет о сделках купли-продажи, об аренде квартир. Имущество осматривается дистанционно с помощью нашего приложения, а результат выкладывается на интернет-ресурс или отправляется заинтересованной стороне, например, агентству недвижимости или будущему клиенту.

    Будучи изначально выходцами из финтеха, мы понимали, что у технологии осмотра может быть применение не только в банковской или страховой сфере, но и во многих других отраслях. Благодаря работе с экспертами в программе Фонда "Сколково" и ИЦ Ай-Теко мы поняли, что решение будет востребовано в логистике, в грузоперевозках и в промышленности. Это, например, строительный надзор, то есть контроль стройки заказчиком и генподрядчиком, когда сотрудники на объекте самостоятельно фиксируют этапы строительства. Оказалось, что у решения есть интересная сфера применения в железнодорожных перевозках. С помощью приложения легко зафиксировать состояние подвижного состава, вагонов, прохождения груза. Благодаря ViewApp можно фиксировать сам процесс погрузки или разгрузки и тем самым избежать дальнейших перекрестных претензий при повреждении имущества. Все эти возможности мы открыли для себя в ходе работы с Ай-Теко.

    - То есть строительство, транспорт, логистика. Кажется, технология пригодилась бы и в ретейле…

    - В ретейле тоже есть применение. Мы пока не работали с этими рынками, но уже видим их огромную потребность в продукте. Наполнение полок, выкладка товара, распознавание цен - безусловно, им может пригодиться технология дистанционного осмотра.

    - ViewApp позволяет сфотографировать тот или иной объект (недвижимость, автомобили, товарные позиции на полках магазинов и др.) и передать результаты осмотра на сервер, фиксируя дату, время и геолокацию, в которой была осуществлена фото- или видеосъемка. По сути, платформа и мобильное приложение на ее основе дают возможность экономить время и деньги на дорогостоящей экспертизе. Какие еще преимущества применения ViewApp важно отметить?

    - Есть еще два дополнительных преимущества. Первое - это ускорение бизнес-процессов. Например, страховая компания при урегулировании убытка тратила на осмотр до недели. Нужно было связаться с клиентом, поехать и посмотреть поврежденную машину или дом. После этого материалы, полученные экспертом, нужно было передать в офис страховой компании. Сейчас с приложением ViewApp это можно сделать силами клиента за десять минут. Клиенты самостоятельно производят осмотр поврежденного имущества, после чего данные в онлайн-режиме попадают на сервер. Фактически через 15 минут страховая компания получает информацию, которую раньше ждала неделю. Как следствие, она может быстрее выплатить клиенту компенсацию, а это уже значительное конкурентное преимущество. Сейчас так работает компания "Сбербанк Страхование". Пострадавшее во время наводнения в Иркутской области в 2019 году имущество клиентов Сберстраха осматривалось как раз с использованием ViewApp.

    Второе преимущество - защита от мошенничества. Уровень защиты данных, который обеспечивает наше приложение, на порядок выше того, с которым компании имеют дело при традиционном осмотре. Эксперт, сотрудник организации или аутсорсер, который едет на объект с фотоаппаратом, может изменить сделанные фотографии. В нашем продукте это невозможно, потому что данные, получаемые в процессе осмотра, недоступны тому человеку, который делает осмотр. Они хранятся в защищенном контейнере приложения и в онлайн-режиме передаются на сервер. Кроме того, приложение фиксирует геолокацию, положение телефона и множество других данных, позволяющих со стопроцентной уверенностью убедиться, что съемка не фальсифицирована.

    - Каков приблизительный объем рынка осмотров, инспекций, экспертизы, оценки застрахованного имущества, а также имущества, переданного в лизинг или в качестве залога в России?

    - По нашей оценке, мировой рынок составляет не менее 1,5 миллиарда долларов в год. Что касается России, то здесь только рынок страховых осмотров в год оценивается не менее чем на 150 миллионов долларов. Оценок рынка осмотров залогового имущества банков и лизинговых компаний нет, но мы полагаем, что он в несколько раз больше страхового. Дело в том, что в соответствии с 590-м постановлением Центробанка банки должны осматривать залоговое имущество раз в 3, 6, 12 или 24 месяцев - в зависимости от вида имущества. То есть это периодические осмотры. Представляете, сколько у нас залогового имущества? Рынок очень емкий, и это только финтех! А у нас еще Real Estate и прочее. В общем, есть над чем работать.

    - Ваше решение остается уникальным для отрасли?

    - На сегодняшний день конкурентов, имеющих такую же технологию осмотра, в России мы не видим. В мире есть похожие решения, но тем не менее анализ показывает, что мы делаем более правильный продукт. Основное наше конкурентное преимущество в том, что мы создаем платформу-конструктор для управления любыми видами осмотра. Иначе говоря, заказчик без участия своих программистов или нашей компании может создавать собственные схемы осмотров любых объектов или событий самостоятельно и далее управлять этими осмотрами по созданному сценарию. В основном на рынке представлены узкопрофильные продукты, которые дают возможность, к примеру, осмотреть автомобиль для продажи или груз для погрузки. Наш приложение позволяет заказчикам пользоваться всеми видами осмотра и управлять ими самостоятельно, и аналогов нашему решению на сегодняшний день не существует.

    - По вашему опыту, в какой мере кредитные организации, страховые компании и финансовый сектор вообще готовы к переходу на online-процедуры осмотра и оценки без привычного выезда инспектора? Что побуждает отрасль по-прежнему держаться за дорогостоящие и громоздкие процедуры?

    - Два года назад так и было. Но сейчас мы уже отчетливо видим market need. Рынок осознал свою потребность в цифровизации этого сегмента бизнеса. У нас сейчас активно идут пилоты с банками и лизинговыми компаниями. И знаете, теперь ViewApp - это в том числе средство борьбы с коронавирусом. Мне кажется, во время мировой эпидемии люди по-другому смотрят на цифровые средства бесконтактного взаимодействия. Сейчас я совсем не хочу контактировать с экспертом, который придет ко мне домой осматривать поврежденное жилье или машину. Я хочу, чтобы осмотр прошел максимально безопасно для меня. Вот сегодня я попал в ДТП, и мне нужен эксперт. А вдруг он меня заразит? У нас есть инструмент, позволяющий быстро и безопасно провести осмотр и получить страховую выплату.

    - Как вы считаете, насколько важно взаимодействие между крупными корпорациями и перспективными технологическими компаниями, которые недавно вышли на рынок? Почему не всегда бывает просто выстроить эти связи?

    - Я хочу пожелать успехов коллегам из других стартапов. Корпорации сейчас поняли, что с создателями новых проектов нужно взаимодействовать дружественно, поэтому пытаются создавать в своих структурах подразделения, которые будут отвечать за это взаимодействие. Конечно, все, что связано с корпорациями, - это долго, бюрократично, а стартап - это живая структура, и, к сожалению, не все новые проекты доживают до первого контракта, даже если их технология востребована. Они просто не успевают его заключить, потому что это очень долго, и у людей огонек в глазах гаснет раньше, чем они понимают, с какой бюрократической машиной столкнулись. При этом решения стартапов часто дешевле предлагаемых крупными IT-компаниями, они могут быть более гибкими и востребованными заказчиком. Так что здесь решение за корпорациями: им нужно научиться работать с малыми фирмами IT-разработки, и мне кажется, что они уже сделали первые шаги в этом направлении.

    - Промышленный сектор пока стоит на стартовых позициях в том, что касается цифровизации. Рассматриваете ли вы это как ресурс для дальнейшей экспансии в новые отрасли, расширения целевых аудиторий? Иначе говоря, входит ли в ваши планы на ближайший год расширение сферы применения решения, которое казалось чисто "финтеховским"?

    - У нас есть несколько целей на этот год. Первая заключается в активной экспансии на российский рынок. Мы планируем получить как можно больше клиентов и обеспечить максимальную выручку. Поскольку экспансия предполагает продвижение на различных рынках, мы в этом заинтересованы. Наша вторая цель - это значительное улучшение самого продукта. Мы хотим продолжать совершенствовать технологию и закрепить за собой право на лидерство. Для этого нужно уделять серьезное внимание разработке. Полагаю, за этот год мы также можем справиться с задачами в области дополненной и виртуальной реальностей. Это не просто модные тренды, но зачастую насущная необходимость при осмотрах. Третья задача не менее важна - это старт экспансии на международные рынки. Пару месяцев назад мы участвовали в конкурсе стартапов ZIMA Startup Contest в Лондоне. Это конкурс финтехстартапов, и мы выиграли там два приза. Первый - главный и специальный приз от правительства Великобритании. Кроме того, мы ездили с ИЦ Ай-Теко и со "Сколково" в Италию, где презентовали наш продукт местным банкам. Начать активно продавать ViewApp в других странах - одна из главных задач этого года.

    Поделиться