Дмитрий Наумович, ваше предприятие функционирует? Судя по количеству легковых автомобилей у проходной, оно не остановилось.
Дмитрий Перцовский: Мы частично встали. У нас же предприятие непрерывного цикла производства, круглосуточное. Чтобы остановиться, нам требуется длительное время, а для запуска - еще больше. Кроме того, из того, что мы производим, делается, в частности, упаковка, а это стратегический продукт, важный для многих отраслей экономики. Поэтому что смогли, остановили. Примерно треть работников, прежде всего пожилых и тех, кто панически боится, отправили в оплачиваемый отпуск. Кто-то ушел на удаленку. Я считаю, что предприятия, работающие во время карантина, должны давать людям возможность выбора: выходить на работу или оставаться дома. У нас есть, например, возрастные специалисты, токари, мы их всех отправили по домам. Сейчас я токарей беру с других предприятий, на часовую оплату. Ну а что делать?
А ваши что получат за время "эвакуации" домой?
Дмитрий Перцовский: Мы им выплатим зарплату. Работая сдельно, они, конечно, получили бы больше. Но они из группы риска, поэтому тут выбора не было.
С чем столкнулись в условиях пандемии? Порвалась цепочка "производитель - потребитель"? Не заключаются новые контракты?
Дмитрий Перцовский: Прежде всего мы столкнулись с аферистами, которых на волне коронавируса развелось множество. Пытались купить промышленный стационарный тепловизор на проходную, в итоге реальные компании, которые действительно занимаются такой техникой, не могут назвать дату поставки, а всякие левые заявляют: да-да, на складе есть, переводите деньги. Но благодаря хорошей службе безопасности мы таких деятелей быстро вычисляем. Что касается производства, то, конечно, вся эта ситуация по экономике бьет очень сильно. Когда мы стали останавливаться, клиенты просто взвыли: у нас контракты! На самом деле потребителей у нашей продукции много, и не только в России, но и на разных континентах, в том числе в Европе. Но сегодня они даже не всегда могут забрать то, что уже оплатили. Выполненный итальянский заказ, например, у нас лежит сейчас на складе. А над новым мы пока работу не начинаем, потому что не понимаем, сможет заказчик его забрать или нет.
Ситуация пандемии, несомненно, испытание для партнерских отношений. Как не утратить наработанные годами связи? Или это время поиска новых партнеров?
Дмитрий Перцовский: Ни в коем случае сегодня нельзя платить вперед, потому что сейчас цепочка может прерваться на любом отрезке по многим причинам. А продолжать общаться и договариваться прекрасно можно по интернету. Если у предприятия есть налаженный канал сбыта продукции, надо пытаться работать с ним. Если же "на горизонте" возникает кто-то новый, необходимо как можно больше собрать о нем информации, в том числе через своих коллег. Мы, например, знаем всех российских производителей фанеры вплоть до Урала. И для меня что-то о ком-то выяснить - это сделать два телефонных звонка.
И, конечно, нужно кооперироваться, прежде всего внутри страны. "Изобретать" новые продукты. Или не новые, но которые сейчас очень востребованы. Иногда так случается, что твой полуфабрикат вдруг становится нужным и эксклюзивным товаром для других. Надо просто внимательно прислушиваться к клиентам. Иногда новый товар, который клиент просит изготовить индивидуально, на первый взгляд, произвести трудно или он невыгоден. Но надо пробовать, искать пути решения, и вполне может оказаться, что в будущем это будет ваш новый товар, который принесет новые рынки сбыта. Кризис усиливает кооперационные связи, люди начинают думать шире. Приходит понимание, что не обязательно все делать самому, ты сделал одну часть, остальные - другую. Все варианты хороши. Реалии жизни показывают, что кризис, как правило, приходит внезапно. Если ты к нему заранее не готовишься, не наращиваешь линейку продукции, не работаешь на несколько континентов, кризис по тебе ударит.
Работать на несколько континентов, думаю, могут далеко не все, а вот наращивать линейку продукции - это вполне реально. То есть каждое предприятие в кризисных условиях должно искать варианты производства еще чего-то, востребованного на рынке?
Дмитрий Перцовский: Конечно. Нужно стараться перевернуть ситуацию и извлечь из нее максимум пользы. Например, на нашей территории арендует помещения швейный цех. Он нашил маски для всех наших сотрудников - обыкновенные марлевые, которые можно постирать, погладить и снова носить. Валентина Матвиенко на днях предложила разрешить на период пандемии коронавируса производство медицинских масок и антисептиков без лицензий, получение которых - очень длительный процесс. Если разрешат, нам можно будет ставить на поток производство этих масок, и это замечательно. В нынешних условиях рынку нужны специфические товары: маски, одноразовые халаты, тапочки, бахилы, перчатки, даже одноразовые кухонные принадлежности и так далее. Не нужно думать, что начать что-то из этого производить или этим торговать - зазорно. Если у предприятия есть клиенты, готовые это покупать, то оно делает хорошее дело: обеспечивает людей нужным товаром, сохраняет рабочие места, платит налоги. Вот, например, сейчас закрылись торговые центры, магазины одежды. Можно вместо одежды выпускать что-то из того, что я выше назвал. И благодаря этому выжить. Кстати, нередко хорошие идеи могут подать руководителю рядовые сотрудники компании. Главное - прислушиваться ко всем и искать во всем продуктивное зерно. Часто эти идеи помогают без больших трат создать новый продукт или восстановить забытый, на который появился спрос.
Есть виды бизнеса, которым крайне сложно вот так переформатироваться или "прирасти". Ресторанный, например...
Дмитрий Перцовский: У нас есть столовая, которую мы перевели на удаленку в полсекунды. То есть там сейчас делают еду на вынос. Человек работает в цехе, заказывает себе какое-то блюдо по телефону или через интернет (они даже сайт сделали), ему его приносят на рабочее место, и работник в трапезной спокойно обедает. И так может делать любой ресторан. Да, в таком случае заработка, скорее всего, не будет, можно лишь выживать, но главное - сохранить коллектив и оплачивать какие-то минимальные траты. Да, обед, который ты раньше продавал за 500 рублей, сегодня ты поставишь на дом за 130, но ты заплатишь своему работнику, у тебя будут деньги на электричество и, возможно, у тебя еще останется рублей пять "на карман". То есть либо предприниматель держит старые цены, все останавливает и теряет бизнес, либо переформатируется и продолжает работать. Он сохранит рабочие места и выживет, он не потеряет свой инструмент - в сегодняшних условиях это немало.
Оптимизм бизнесу в помощь?
Дмитрий Перцовский: Безусловно. Главное - не унывать. Хотя я отчетливо понимаю, что постоять неделю на всеобщем фоне безработицы - не смертельно, но если наше предприятие простоит полгода, оно несколько лет будет выходить на цифры, которые у нас есть сейчас. Однако при этом жить как-то надо. И экономика начнет работать - лишь с учетом всех возможных санитарных требований. Надо сейчас просто все переоценить, не посыпать голову пеплом, а спокойно идти дальше. И научиться жить в новых реалиях. Маски - так маски, "скафандры" - так "скафандры". Но их кто-то тоже должен произвести.
Галина Пенягина, директор департамента регионального развития и внешнеэкономической деятельности Ярославской области:
- В условиях угрозы распространения коронавируса необходимо самоизолироваться, но это не означает, что необходимо свернуть деловую активность до лучших времен. Кризис - время поиска новых прогрессивных решений. Необходимо налаживать партнерские отношения, искать рынки сбыта продукции. Уже сейчас вести переговоры, благо современные средства связи это позволяют. Да, вполне возможно определенные цепочки производств претерпят изменения, но на место выбывающих игроков может прийти чья-то другая компания. Объединившись и помогая друг другу, региональный бизнес сможет пройти через это сложное время. Со своей стороны наш департамент в сотрудничестве с минпромторгом, Российским экспортным центром, Торгово-промышленной палатой и другими институтами окажет всю возможную поддержку по поиску новых рынков сбыта, поставщиков комплектующих и деловых партнеров. Мы будем максимизировать применение онлайн-технологий для организации этого процесса.