Первые экономические симптомы надвигающейся эпидемии коронавируса моя семья ощутила на себе в середине марта - перед началом школьных весенних каникул. Их наступления дети ждали как праздника: еще несколько месяцев назад мы запланировали на эти даты семейное мини-путешествие в Переславль-Залесский. Прикинув примерный бюджет поездки, мы решили, что путешествие на семью из четырех человек обойдется нам в пределах 15 тысяч рублей, в том числе шесть тысяч - услуги отеля, остальное - питание, проезд, экскурсии и аренда спортивного снаряжения. В Переславле мы планировали провести два дня: мечтали погулять по городу, посетить музеи, показать детям "Ботик Петра Первого", увидеть сокровища монастырских ризниц и шедевры деревянной резьбы, а на обратном пути заскочить на один из ярославских горнолыжных склонов - в Шакшу, Подолино или "Изгиб". В былые годы погода позволяла кататься на лыжах вплоть до десятых чисел апреля. Но в этом аномально теплая погода внесла свои коррективы, и большинство склонов закрылись уже к середине марта.
- Ну, ничего, - рассудили мы, - закрытый склон - это минус две тысячи рублей расходов на спорт. Не беда! Просто погулять по музеям - тоже неплохо! И начали выбирать в Переславле подходящий отель. Но с появлением тревожных сводок о распространении коронавируса оформление брони отеля пришлось отложить, а вместе с тем - и все планы насчет поездки. Впечатлений, увы, не получили, но зато сохранили здоровье и сэкономили в семейном бюджете 15 тысяч.
Между тем школьные каникулы приближались. Нам, как и многим родителям школьников, начали поступать предупреждения о возможном закрытии кружков и секций на карантин. Остро встал вопрос: чем в таком случае занять детей-подростков во время "карантикулов", помимо чтения книг, просмотра фильмов и настольных игр?
Ответ пришел сам собой: кулинария. В одном из магазинов нам попалась коллекция сухих смесей для приготовления домашних кексов, печенья, мороженого и пудингов с подробными инструкциями. Стоимость каждой упаковки в среднем - от 30 до 70 рублей. Бинго! Затарив тележку смесями для приготовления десертов, мы убили двух зайцев: с криками "Ура!" дети с удовольствием принялись за готовку, а семейный стол на ближайшие пару недель пополнился новыми интересными блюдами. Цена вопроса - две тысячи рублей.
С 17 марта во многих российских регионах начало расти напряжение в связи с приближением эпидемии. В магазинах выстроились очереди из жителей, опасающихся введения в России жесткого карантина по коронавирусу. Костромичи тоже начали массово превращать свои жилища в продуктовые склады. С полок магазинов принялись массово сметать сахар, макароны, гречу, рис и туалетную бумагу. Поначалу, увидев опустевшие закрома, мы с мужем лишь усмехнулись. Но когда на следующий день я получила редакционное задание пройти по магазинам и оценить запасы товаров, пустые бакалейные полки мое прежнее настроение изменили. Спокойствие, только спокойствие! В ответ на мое нытье запасливый любящий муж велел не волноваться и вскоре прислал отчет о покупке десяти килограммов круп - по пять кило риса и гречки по докризисной цене 50 рублей каждый. Финансовый итог - минус 500 рублей из семейного бюджета. Но настроение заметно улучшилось.
С распространением эпидемии специалисты все настойчивее стали рекомендовать ношение медицинских масок. В отличие от восполняемых запасов круп маски, как и антисептики, превратились в крайне дефицитный товар. Достать готовые средства защиты нам не удалось ни в одной аптеке.
И тогда, вспомнив добрым словом любимую учительницу и школьные уроки по домоводству, я достала из шкафа швейную машинку и провела детям мастер-класс по изготовлению самодельных масок. В качестве материала для первой партии пригодились две упаковки широких нестерильных марлевых бинтов, купленных по случаю в продуктовом магазине в сезон охоты за гречкой. Финансовый итог: минус 52 рубля из бюджета за два бинта и несколько вечеров свободного времени, потраченных на швейное дело.
Когда бинты закончились, вместо марли в дело пошли старые хлопковые рубашки и футболки. Муж иронично посетовал, что, если эпидемия затянется, он, находясь в компании наших "очумелых ручек", рискует остаться вообще без одежды. Но дело было сделано: за три вечера нам с детьми удалось нашить целый арсенал дефицитных масок всех цветов и размеров из расчета по четыре штуки на каждого. Это, конечно, не профессиональные респираторы с клапаном выдоха, но все же какая-никакая защита, пусть даже психотерапевтического характера. Сложив в ящик внушительную пачку тщательно отутюженных самодельных масок, я почувствовала себя толкиновским хоббитом, прекрасно подготовившимся к трудным временам. Счастье!
Впрочем, радость от обладания дефицитными масками оказалась недолгой. Коронавирус подставил бюджету семьи очередную подножку. В ответ на распространение инфекции в регионе закрылись суды. Нет работы - нет оплаты. Для мужа-предпринимателя, работающего юристом по гражданским делам, это стало ударом под дых, полностью лишившим его доходов. Итог: минус 50 процентов из семейной казны. Ситуация неприятная, но не смертельная. Может ли семья из четырех человек прожить на одну зарплату? Какое-то время, несомненно, может. Но траты пришлось экстренно пересмотреть.
В первую очередь мы навели ревизию в морозилке. Там мы обнаружили множество сюрпризов, ждущих своего часа аж с нового года. Оценив запасы, мы поняли, что какое-то время за мясом и рыбой в магазины можно вообще не ходить: проживем на старых ресурсах. Плюс пять тысяч рублей в копилку!
С началом кризиса в доме появилась коробка, в которую мы стали складывать все чеки от покупок в магазинах. Запасливость мужа, закупившего партию круп по докризисной цене, уже принесла позитивный итог: за последнюю неделю греча в ближайшем магазине подорожала на 23 рубля за пачку. Разница по чекам за пять кило невелика: поддавшись покупательской панике, семейство костромских хоббитов смогло сэкономить лишь 115 рублей. Но кто в наши дни не ищет позитива в мелочах?
С 28 марта регион перешел в режим полного карантина. Для нашей спортивной семьи, где ни дня не проходило без фитнеса, это вылилось в вынужденный отказ от занятий плаванием, танцами, аэройогой и теннисом. Некоторые абонементы были оплачены авансом на несколько месяцев вперед, и о возврате средств речи быть не может. В период вынужденного заточения мы с детьми решили заменить недостаток движения домашними уроками йоги на ковриках. Как только потеплеет, часть занятий попробуем перенести на балкон. Запрет на передвижения дал экономию на транспортных расходах: за неделю перевозчики недополучили от нас примерно 200 рублей на автобусных билетах, а владельцы АЗС - 1800 рублей за один незаправленный бензобак.
Подводя итоги первой недели жизни на карантине, мы пришли к выводу, что вынужденное заточение действительно дает семьям некоторую экономию в расходах, но падение доходов с ними для нас оказалось абсолютно несопоставимо. Но есть более важные ценности: чем добросовестнее мы соблюдаем самоизоляцию, тем больше жизней нам удастся спасти. Берегите себя и близких. И будьте здоровы.
Все материалы сюжета "COVID-19. Мы справимся!" читайте здесь.