Виртуально идут продажи, совершаются сделки, проводятся экскурсии в столичных музеях и даже играют свадьбы. Растет не только трафик, но и число новых абонентов, начиная с детей, которым нужно теперь обучаться дистанционно, до стариков, которым нужна связь с внешним миром.
Способны ли нынешние сети выдержать небывалую нагрузку, не обрушатся ли вдруг и они, "РГ" выяснил у экспертов.
По статистике, рост трафика у основных поставщиков - "Мегафона", Ростелекома, "Вымпелкома" и других вырос в среднем на 20 процентов. Как информируют сотрудники Ростелекома, только за три дня, с 16 по 19 марта, трафик услуг фиксированного интернета поднялся на 6,5 процента. Объем голосовых переговоров подскочил за неделю на 25 процентов, а число новых подключений по договорам на предоставление интернета и пакетных услуг - на 24. Причем из центров городов подключение переместилось в спальные районы, туда, где на домашнем режиме находятся абоненты. По данным исследований, прирост обеспечили именно те, кто пользуется домашним интернетом днем и ранним вечером. Трафик поздним вечером, который обычно давал пиковую нагрузку, остался без изменений.
Однако шоковой нагрузки на сеть не ожидается. Работая дома, люди большей частью выполняют те же задачи, что и в офисе, только в другом помещении и с других устройств.
- Мы не видим значительных изменений в нагрузке на сеть, однако отмечаем изменения в потреблении трафика пользователями. В настоящее время наблюдается рост трафика в мессенджерах, наибольший рост - в WhatsApp, на 30 процентов по сравнению с данными прошлой недели. Незначительно сократилось использование видеосервисов и онлайн-карт. Трафик же музыкальных сервисов, наоборот, увеличился, - сообщили в пресс-службе Yota.
Провайдеры компаний, раздающих интернет, - одни из немногих, кто чувствует себя финансово уверенно во время вирусного кризиса. Они настроены оптимистически и считают, снижения качества интернета не произойдет.
Если человек даже несколько раз в день выйдет на конференц-связь с коллегами из дома, это "заберет" совсем немного трафика в сравнении с сериалом, просмотренным онлайн.
- Удаленная работа не так сильно влияет на трафик, как стриминговые сервисы или онлайн-кинотеатры. Именно поставщики фильмов и сериалов, а также YouTube обрушивают интернет, - считает руководитель "Telecom-биржи" Александр Вахтин. - То есть повышенная нагрузка идет не из-за того, что люди перешли на удаленный режим работы, а из-за карантина, во время которого многие смотрят развлекательный контент в высоком разрешении. Это подтверждают, в частности, представители интернет-кинотеатров: подключений и скачиваний стало больше. Об этом говорит и представитель "Кинопоиска" Алена Опрокиднева.
- Мы видим прирост новых подписчиков и то, что сервисом пользуются в дневное время, - говорит она. - Вырос спрос на кино про эпидемии, но в топе остаются любимые фильмы и сериалы, как и раньше.
При этом раздаются голоса, призывающие к ограничениям, например, прекратить показывать видео в высоком разрешении, чтобы не обрушить интернет.
Однако в наших регионах онлайн-кинотеатры пока не так популярны, население в основном скачивает фильмы с торрентов. Это тоже высокая, но разовая нагрузка на сеть, и пока она не оказывает заметного влияния на качество интернета. Переживать об отключении или снижении параметров доступа к онлайн-кинотеатрам не стоит: операторы заинтересованы в увеличении трафика.
- В некоторых городах сегодня нагрузка приближается к той, что бывает в выходные дни, - отмечает представитель компании "Мегафон" Михаил Ивонин.
По его словам, число новых подключений увеличивалось и без перемен, которые принесла эпидемия коронавируса, в феврале-марте новых подключений стало больше на четверть. Но примечательно, что за три дня, с 16 по 18 марта, вдвое выросли продажи мобильных тарифов "Мегафона" для USB-модемов и роутеров. Пока нагрузка на сети существенно не выросла. Оборудование крупных провайдеров должно справиться с ее увеличением.
- В данный момент перегрузка не так сильно ощущается, поскольку провайдеры заранее рассчитывают ежегодный рост трафика с запасом и заблаговременно наращивают пропускную способность каналов. Тем не менее переход всей страны на домашний режим никто предугадать не мог, - констатирует руководитель группы поддержки продаж сетевых решений "Инфосистемыджет" Дмитрий Каросанидзе.
Вселяет уверенность также то, что юг России недавно полностью перешел на цифровое телевидение, а этому предшествовала мощная перезагрузка оборудования и внедрение новейших технологий передачи сигнала, в частности, широкое покрытие 4G, когда в случае форс-мажора всегда можно раздать интернет со смартфона, почти не потеряв в качестве.
Представитель провайдера ИТ-инфраструктуры Selectel Кирилл Малеванов высказал мнение, что даже двукратное увеличение трафика вряд ли вызовет масштабные проблемы. Подобные ситуации, например, во время соревнований по футболу, не приводили к сетевому коллапсу.
Другие эксперты полагают, что сбой может начаться, если трафик вырастет более чем в три раза. И то это не обрушит интернет, а приведет лишь к перебоям в его подаче, прежде всего сервисов, чувствительных к задержкам сигнала и качеству картинки, таких как видеоконференц-связь, вебинары, игры.
- Наша телекоммуникационная инфраструктура готова к бесперебойной работе в условиях распространения коронавирусной инфекции, - заявила пресс-служба крупного провайдера. Разработан комплекс мероприятий для обеспечения инфраструктуры, расширения магистральной сети и сетей доступа. В частности, модернизирована и увеличена надежность узлов опорной сети и передачи данных, подключены дополнительные населенные пункты. Все это способствовало распределению нагрузки на сети.
В сложных условиях борьбы с коронавирусом провайдеры предлагают новые услуги, чтобы помочь своим потребителям. Так, с 18 марта по 30 апреля 2020 года предоставляют бесплатно телефоны и адреса медицинских учреждений и аптек. Появился сервис специально для самоизолирующихся: бесплатные звонки с домашнего на домашний.
Открываются доступы к цифровому сервису образования - рубль в месяц по 30 апреля - для поддержки школьников и родителей, вынужденных перейти на дистанционное обучение. А также временный бесплатный доступ к электронным библиотекам с 150 тысячами книг.
- Этой акцией мы хотим поддержать тех, кто вынужден в сложившейся ситуации оставаться дома и хочет проводить время с пользой, получая мгновенный бесплатный доступ к новым знаниям и опыту, которые могут дать книги, - комментирует заместитель гендиректора ГК "Литрес" Ирина Грааф.