"Говорящий город" - система, которая призвана помочь инвалидам по зрению переходить улицу, самостоятельно садиться в наземный транспорт, спускаться в метро, заходить в учреждения культуры, магазины, вокзалы, аптеки, банки, торговые центры . Система должна обеспечить максимальную доступность транспортной и городской инфраструктуры для незрячих. Главных составляющих две: это инфраструктурное оборудование, устанавливаемое на общественном транспорте, остановках общественного транспорта, регулируемых пешеходных переходах, а также внутри и снаружи общественных зданий, и носимые устройства пользователя - смартфоны с бесплатным приложением или небольшие специальные абонентские устройства. Обмен информацией между носимым устройством и инфраструктурным оборудованием идет по радиоканалам, незаметно для окружающих.
Где устанавливается "Говорящий город"? Первое: на регулируемых пешеходных переходах обеспечивается звуковое и речевое дублирование сигналов светофора. Громкость меняется по времени суток вплоть до отключения. При отключенном сигнале горожанин, имеющий носимое устройство, может включить сигнал на короткое время. Более трех тысяч пешеходных светофоров оборудованы такой системой. Только в 2019 году на светофорах установлено 928 устройств голосовой сигнализации по 115 адресам.
Второе: на общественном транспорте. Носимое устройство получает и воспроизводит для пассажира сообщение о том, какой тип транспорта прибывает, его номер, направление. Наличия интернета не требуется. А поскольку соответствующее оборудование установлено и в транспортном средстве, например в трамвае, водитель получит информацию о желании пассажира сесть в этот трамвай. Над дверью транспортного средства установлен звуковой маяк, помогающий инвалиду определить точное место нахождения двери.
Системой "Говорящий город" оснащены все станции метрополитена, практически все трамваи и троллейбусы, многие автобусы. Началось оснащение остановок наземного транспорта. Для зрячих пассажиров ничего не меняется, а вот незрячие получат на портативное устройство звуковой сигнал о наличии остановки, о том, какой именно общественный транспорт здесь останавливается, номер маршрута, направление движения.
Третье: на входе и внутри общественных зданий. Система позволяет незрячему сориентироваться, где находится вход, а также в ряде основных помещений внутри. Такая система появилась в Госпитале для ветеранов войн, в Елизаветинской, Александровской и Покровской больницах, больнице N14, в 86 филиалах сети "Петербургские аптеки", в ряде музеев, театров, филиалов банков и прочих объектах социальной структуры. Пляж "Ласковый" на Финском заливе также оснащен системой (туалет, душевая, медпункт).
- "Говорящий город" установлен на двух КПП, входе в амбулаторное отделение, при входе в стационар. Когда незрячий подходит к больнице, ему на мобильное устройство приходит голосовое оповещение: "Вы приближаетесь к Елизаветинской больнице", рассказывают, что находится впереди от него, справа и слева и на каком расстоянии - турникет, ступень, вход, дверь. На входе в больницу стоит интерактивная доска. На ней шрифтом Брайля обозначены основные места - регистратура, туалет, гардероб, - поясняет Екатерина Аверина, пресс-секретарь Елизаветинской больницы.
Как сообщил директор СПб ГБУ "Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению" Анатолий Талятов, специалисты центра неоднократно проводили мониторинг качества работы "Говорящего города" и пришли к выводу, что данная система при всех ее плюсах может давать сбои - особенно на наземном транспорте.
- Не во всех случаях она функционирует правильно. Система может некорректно сообщить номер маршрута, направление движения, - отметил Анатолий Талятов. Но он уверен: все недостатки будут устранены - с учетом мнений не только экспертов, но главное - самих незрячих людей, для которых система и создана, чтобы сделать их жизнь в мегаполисе максимально комфортной и безопасной.
Как пояснил главный конструктор системы "Говорящий город" Леонид Аронов, большинство накладок случаются из-за человеческого фактора, а именно - водители транспортных средств порой не вводят в оборудование актуальную на данный момент информацию.
- Уже выпускается оборудование третьего поколения, в котором все процессы происходят автоматически. Разработана и недорогая технология модернизации оборудования, эксплуатируемого в настоящее время, так что проблемы будут решены, - подчеркнул Аронов.
Что же касается будущего, как сообщили в пресс-службе комитета по транспорту Санкт-Петербурга, весь приобретаемый сейчас для нужд Санкт-Петербурга подвижной состав оборудуется системой "Говорящий город".