Предложение об оплате бензина весьма своевременное, признают волонтеры. На своих автомобилях добровольцы доставляют продукты и жизненно важные медикаменты пожилым людям, находящимся в самоизоляции. За день активной работы они наматывают десятки, а то и сотни километров. Причем не только в удаленных и труднодоступных районах. Иногда чтобы выполнить одну заявку, приходится несколько раз ездить с одного конца города на другой.
- Вот, например, вчера я собиралась с утра сделать только один заказ, чтобы потом заняться своими делами, - говорит волонтер Наталья. - С вечера взяла заявку из соседнего дома, чтобы по-быстрому управиться за час. Не тут-то было! Полине Ивановне нужно получить лекарство по льготному рецепту. Она уже выяснила, что в необходимой дозировке оно будет завтра в единственной аптеке Петербурга на Светлановском проспекте. Ладно, я хоть и не рассчитывала на такое путешествие, но съезжу. "Только, вы понимаете, аптека открывается в девять, но ехать туда надо к восьми, чтобы занять очередь. Иначе кто-нибудь заберет это лекарство первым". Задача усложняется. Просыпаюсь так рано, как ни разу с начала самоизоляции, и к восьми я возле аптеки на Светлановском. Действительно, там уже очередь бабушек с рецептами. Провизор говорит, что нужного мне лекарства нет, но, возможно, его привезут с сегодняшней доставкой. Когда? Точно неизвестно, где-то в течение дня… Полина Ивановна рыдает в трубку и умоляет меня не уходить - лекарство для нее жизненно важно. Я остаюсь, конечно, не могу же подвести пенсионерку. К двум часам лекарство все-таки появляется, я везу его Полине Ивановне, чувствуя себя охотником и добытчиком. И грустно думаю о том, что мои планы плодотворно поработать сегодня днем рухнули, снова придется сидеть над документами до глубокой ночи. А еще о том, как мне повезло, что я хоть на старенькой и дряхленькой, но машине. Как с такими заявками справляются пешие волонтеры - ума не приложу…
Один из самых активных автоволонтеров Санкт-Петербурга - Андрей Зленко. В обычной жизни он работает в Университете ИТМО - возглавляет Управление по развитию студенческих инициатив. Главным своим проектом считает создание Добровольческого центра "Ты нужен людям!". Собственно, нет ничего удивительного в том, что к акции #Мывместе Андрей вместе со своими студентами присоединился сразу же.
- Я учу студентов волонтерству, значит, логично, что сам должен вместе с ними работать "в поле", - рассказывает Андрей. - С первого же дня работы проекта начал выполнять заявки пенсионеров на своей машине, а также возить по адресам пеших волонтеров. В команде работается быстрее и эффективнее. Вначале загруженность была очень большая. Лично мой рекорд - тринадцать заявок за день. И что ни заявка, то сумки по десять килограммов (впрочем, мне как раз нравится выполнять такие большие заказы гораздо больше, чем покупать десяток яиц, - чувствуешь значимость сделанного). Причем, получилось это случайно: я из своего Петродворцового района приехал навестить маму в Приморский, думал заодно выполнить пару заявок, а в результате это затянулось на весь день... Сейчас волонтеров стало больше, соответственно и нагрузка снизилась. Поэтому мы, автоволонтеры, стараемся брать на себя в первую очередь отдаленные районы. Мои любимые места - Колпино, Пушкин, Шушары. Работать пешком там непросто: большие расстояния между адресами, скудная транспортная инфраструктура, еще и каршеринг закрыли. В общем, наши машины для тамошних пеших волонтеров - большое подспорье. А нас, в свою очередь, очень радуют топливные карты, которые начали выдавать. На каждой из них по двести литров бесплатного бензина.
По опыту Андрея, в среднем один автоволонтер за день проезжает 60-70 километров. Некоторые - по 120-180. Есть очень активный молодой человек, который работает только по выходным, но в нереальных объемах, он за смену может накатать до трехсот километров.
- Я своим студентам всегда говорю: сходить в конкретный магазин за колбасой и хлебом по списку - дело нехитрое. А вот построить маршрут так, чтобы выполнить несколько заявок и купить все как можно дешевле, сэкономив чью-то пенсию, - это задача! Тут и логистика, и коммуникации - прокачка сразу нескольких ценных навыков, - продолжает Андрей. - Конечно, встречаются заказы, вызывающие недоумение. Скажем, женщина просит купить продукты не где-нибудь, а именно в "Призме": хлопья швейцарские, сметана финская… Нет, я рад, что она не бедствует. Но обеспеченные люди вполне могли бы себе позволить потратиться на официальную доставку от магазина. Волонтеры все-таки призваны помогать нуждающимся. Мне приходилось выслушивать упреки в том, что купил пачку масла на два рубля дороже, чем мог бы. С одной стороны, это странно. С другой - именно таким бабушкам мы по-настоящему нужны!
Юлия Аблец, председатель комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга:
- Сегодня бизнес-структуры активно помогают нашим волонтерам по различным фронтам. Это здорово, что бизнес, государство и петербуржцы объединяют усилия в борьбе с эпидемией.
Нефтяная компания предложила бесплатно обеспечить топливом волонтеров всероссийской акции #МыВместе. С помощью ста карт сети АЗС волонтеры могут бесплатно заправлять автомобили, и это очень важная помощь, ведь иногда, чтобы доставить продукты и лекарства людям, находящимся в зоне риска, приходится ехать в удаленные районы. Это также поможет волонтеру выполнить больше заявок за день - продукты тяжелые, и на машине их развозить быстрее, легче и безопаснее. Мы благодарны за помощь волонтерам и, уверена, пожилые люди, которым продукты и лекарства будут доставлены быстрее, тоже благодарны.