Поделиться

    Во время войны легендарный тюменский поезд-баня доехал до Берлина

    На вопросы о работе железнодорожного транспорта в эфире радио "Эхо Москвы" в Екатеринбурге отвечают эксперты Свердловской железной дороги. Читайте текстовую версию программы на страницах "РГ".
    Архив СВЖД

    В год празднования 75-й годовщины Победы журналисты совместно с пресс-службой Свердловской магистрали подготовили цикл передач о работе железных дорог в годы Великой Отечественной войны. В этот раз речь пойдет об уникальном русском изобретении - поезде-бане.

    Десять кругов рая

    Первый поезд-баня появился в России в начале ХХ века - во время Русско-японской войны. С началом Второй мировой армия вновь стала нуждаться в банно-прачечных дезинфекционных поездах (БПДП). Их производство развернулось по всей стране, железнодорожники трудились в свободное от основной работы время. Всего в годы войны построили 72 передвижные бани.

    Свердловские железнодорожники изготовили четыре таких поезда. Самый знаменитый состав, 38-й БПДП, был сформирован по инициативе работников вагонного и паровозного депо Тюмени. В феврале 1942 года он отправился на запад, к линии фронта.

    В состав поезда-бани помимо паровоза входили цистерна с запасом воды и несколько специально оборудованных вагонов. В вагоне-раздевалке бойцы избавлялись от одежды, подлежащей стирке и дезинфекции. Здесь же брали мыло и мочалки и через утепленный тамбур проходили в вагон-парильню и вагон-душевую. В вагоне-одевальне солдаты получали продезинфицированную верхнюю одежду и чистое белье, могли сбрить многодневную щетину и постричься. После этого они шли в вагон-клуб, где можно было отдохнуть, почитать, поиграть на музыкальных инструментах и просто пообщаться с товарищами в уютной обстановке. Десять вагонов этого поезда бойцы сравнивали с десятью кругами рая. За один час баня могла обслужить 100 человек. А всего через тюменский поезд-баню прошло около миллиона военнослужащих. Такой комбинат бытового обслуживания на колесах поднимал и физический, и моральный дух солдат.

    Спецсостав побывал на четырех фронтах, прошел полстраны и пол-Европы и доехал до Берлина. В ноябре 1945 года поезд закончил свой славный боевой путь и был расформирован. В книге отзывов легендарного 38-го БПДП остались благодарности не только солдат, офицеров, но и маршалов - Рокоссовского и Жукова.

    Музеи переходят в онлайн

    Миллионы людей во всем мире сейчас вынуждены сидеть дома. Привычная жизнь оказалась как будто поставленной на паузу. Зато в этот период неожиданно активизировалась жизнь культурная. Конечно, в виртуальном пространстве. Не выходя из дома теперь можно не только посмотреть кино или любимый сериал, но и побывать на "живом" рок-концерте, прослушать оперу, увидеть балет или драматическую постановку на лучших театральных площадках. Не отстают и музеи, в том числе железнодорожные.

    Например, Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге уже провел несколько виртуальных тематических экскурсий и мастер-классов. Их участники смогли изучить устройство паровых машин, узнать, когда и где появился рельсовый транспорт, познакомиться с историей первой в России железной дороги, проследить эволюцию железнодорожного костюма. Веселые и увлекательные программы проводятся и для самых маленьких любителей железных дорог. Не успели на прямой эфир? Не беда. Все экскурсии доступны в записи на официальной странице музея в социальной сети ВКонтакте. Там же можно найти анонсы предстоящих мероприятий.

    Программу "Музей онлайн" запустил и Центральный музей железнодорожного транспорта России. Причем его работники планируют рассказывать не только об уникальных экспонатах, но и о роли железных дорог в истории кинематографа, о мостах и вокзалах, ставших историческими достопримечательностями, железнодорожных путешествиях и многом другом. Больше информации также можно найти на странице музея в ВКонтакте.

    Свердловские железнодорожники пошли еще дальше. Они создают интернет-сайт, на котором будут выложены видеоэкскурсии по основным музейным площадкам и интересным объектам магистрали. Например, можно будет совершить виртуальную прогулку по залам Музея истории, науки и техники СвЖД. Осмотреть уникальную экспозицию узкоколейной техники. В деталях изучить памятник-барельеф "Железные дороги в истории России", в котором, говоря молодежным языком, скрыто множество "пасхалок". Всех подробностей создатели пока не раскрывают. Но уверяют, что скучно не будет. Премьера - в ближайшие дни.

    На заметку

    Каждый четверг в 16.45 и в субботу в 12.55 слушайте на радио "Эхо Москвы" в Екатеринбурге 91.4 FM программу о железнодорожном транспорте "Магистральный подход".

    На правах рекламы 12+

    Поделиться